Сибирские огни, 1962, № 4
Я не знаю, что сказать, но дорожный отдел легок на помине и сам избавляет меня от ответа. Навстречу ползет гусеничный трактор и тянет за собой растопы ренный несуразный скребок. Он широкий и занимает всю удобную для проезда часть дороги, я прижима юсь к обочине и выключаю мотор. Севка направляется за ответом к дорожникам. Я вижу, как он останавливает трактор. Тракторист вылезает из кабины, к ним присоединяется механик со скребка. Все трое энергично курят и машут ру ками в обе стороны дороги. Затем Севка возвращается, отнюдь не повеселевший. Грейдер проходит мимо нас, срезая бугры на дороге и заваливая ямы. Ползущий следом каток укатывает полотно... до следующего дождя. По сосредоточенному лицу Севки вижу, что он что-то узнал от дорожников и о чем-то напряженно думает. Я не успеваю его спросить, как он сам задает мне несколько специальных вопросов: сколько расходует грузовая машина горючего на километр?.. Какое количество машин проходит в среднем за день по шоссе?.. Я отвечаю как могу. Севка ничего не записывает, он решает в уме какие-то сложные задачи, его математически настроенный мозг работает, как хорошо запущенная счетная ма шина, и внезапно выдает готовый результат: — Если построить здесь гравийную дорогу, которая повысит среднюю ско рость движения, допустим, только в два раза, то на одном только автотранспорте мы будем иметь годовую экономию примерно в пятьдесят тысяч рублей на ки лометр дороги. Стоимость шоссе окупится в год или полтора. Я немного удивлен результатами подсчета, но не спорю. — А сколько сэкономится нервной энергии водителей, статистика, к сожа лению, такими вопросами не занимается, — заключил Севка сердито и замолк опять до самой Буланихи. За Буланихой дорога становится получше, ровнее, и настроение у Севки пропорционально улучшается. До Бийска полсотни километров. С левой стороны грейдера полоса лесо насаждений, ровная лента из тополей и кленов уходит вдаль, скрываясь за го ризонтом. Наш путь пересекают поперечные ложки — предвестники знаменитых бий- ских логов. Дорога проходит по горкам, которые в Америке называются «рус скими», а у нас «американскими». Мне нравится разгонять машину под уклон и выскакивать на противоположную сторону ложка. Однако не забываю, что впере ди может оказаться такой же любитель горок и что мы можем, взлетая на приго рок, встретиться радиаторами. Поэтому я старательно держусь правой стороны дороги и прижимаю кнопку сигнала. А вот и настоящий лог, первый из трех. Ширина его около километра, а крутизна склонов приближается к предель ной, какую «Москвич» может одолеть на первой скорости. Многомощные «Вол ги» или «Победы» поднимаются здесь без труда. В моем малолитражном авто мобиле резерва сил в моторе нет; нужно собрать все крохи мощности двигателя и использовать их точно и умело. Я еще от подножья разгоняю мотор и на полных оборотах взлетаю на склон. Пользуясь инерцией раскрутившегося маховика, мотор тянет машину на подъем, я стараюсь вести ее как можно более точно, выбирая ровные участки пу ти. У самой вершины мотор напрягает последние силенки... и уже начинает сда вать. Я кричу весело: «Ну же, ну, малыш!», и «Москвич», пыхтя и отдуваясь, выкарабкивается наверх. Мы вместе облегченно вздыхаем: «У-фф!» Следующие два лога менее круты, мы проходим их легче. На горизонте по казываются еле заметные силуэты строений. — Бийск!
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2