Сибирские огни, 1962, № 3
окрик, короткие отрывистые фразы и предложения, обилие вопросов и воскли цаний. Обухов не стесняется в выраже ниях, не “задумывается над выбором слов. Председателя райисполкома Пав лова он называет «своим председате лем», а лучшего в районе руководителя колхоза Соколова иронически именует «передовым мыслителем». Л. Иванов рисует руководителя, вставшего на путь очковтирательства и формализма. Автор подметил жизненна^еЕный тип и пока зал его в ре"шай5щих чертах, в которых, как в зеркале, отразились и духовный склад и моральные принципы Обуховых. В отличие от Обухова, Соколов олице творяет собой прогрессивные силы де ревни. Если Чуп{5 |5внебрезговал сред ствами в достижении задуманного, не раз шел на сделку с партийной совестью, перекупая дефицитные строительные ма териалы у расхитителей государственно го имущества, то Соколову не безразлич но, какими путями достигается благопо лучие колхоза. Его отличают высокие нравственные поступки, сознание своей Лответственности за совершаемые поступ- 'ки , чувство партийного долга. Когда I Обухов, торопясь выполнить график 'хлебосдач, предлагает «оформить» се менное зерно в глубинку, «то есть как бы сдать государству», Соколов катего рически отказывается. «— А что это даст?— спросил Соко лов. — График выполнишь! — Нет, Михаил Николаевич, семена сдавать не буду. Партия приказала за ботиться о семенах. Хорошие семена— половина урожая. — Так это же на день-два.. Странный человек! — возмутился Обухов. — Это же, Михаил Николаевич, об ман государства. Сдаем, понимаешь, — вроде в бирюльки играем. Семена в сводке уже показали, а теперь вы сове туете показать их еще и в государствен ных закромах. Один и тот же хлеб...» Что толкнуло Соколова на этот шаг? Давняя ли обида за необъективное к не му отношение со стороны секретаря рай кома или другие какие-то соображения личного порядка? Конечно, нет! Мелкое, эгоистическое, честолюбивое чуждо ге рою, претит его убеждениям и поведе нию. Выступая против Обухова, Соко лов руководствуется общественными ин тересами. Нас привлекает в” этом челове ке принципиальное отношение к делу, непреклонность и настойчивость в осу ществлении задуманного. Личные каче ства Соколова более полно проявляются во второй части очерков, в книге «Глу бокая борозда». Новый секретарь рай кома Павлов поддерживает его во мно гих начинаниях, изучает передовой опыт колхоза «Сибиряк», чтобы затем рас пространить в других колхозах района. На конкретных фактах Л. Иванов по казывает, как чуткое внимание и друже ская помощь со стороны партийных ра ботников окрыляет людей, способству ет расцвету лучших свойств человече ского характера. Мы видим, как с новой силой развернулись организаторские спо собности Соколова, с каким увлечением отдался он любимому делу. Примеча тельна в этом отношении сцена, когда на поля колхоза «Сибиряк» приезжает сек ретарь крайкома партии Смирнов, что бы ознакомиться с ходом весеннего сева. Секретарь крайкома наблюдает четкие, слаженные действия людей, работающих на сеялочном агрегате, с похвалой от зывается о деятельности правления кол хоза, возглавляемого Соколовым, по ор ганизации социалистического соревнова ния. Ознакомившись с качеством сева, побеседовав с председателем колхоза, бригадиром тракторной бригады и агро номом, Смирнов уже по пути в колхоз «Труд» говорил Павлову: «— Вот у таких хозяев надо учиться, Павлов. У них смотри, как все рассчита но. Вот как надо хозяйничать». ’ Политическое и духовное возмужание Соколова наглядно раскрывается в зак лючительной сцене, когда на пленуме райкома, прощаясь с Павловым, избран ным секретарем крайкома, председатель колхоза «Сибиряк» произносит взволно ванную речь. Манере Л. Иванова присуща следую щая особенность. Он не выделяет героя из среды других действующих лиц, не наделяет его «исключительными» каче ствами. Соколов и Павлов, например, изображены им, как простые рядовые люди, каких много у нас, каких всюду большинство. Л. Иванову удалось нари совать жизненно-правдивые образы, за которыми стоят реальные прототипы. 3 Взоры большинства писателей и кри тиков сегодня устремлены туда, где рож даются ростки нового, коммунистическо го в нашей жизни, во взглядах и поступ ках советского человека. Это закономер ное явление, представляющее собой вла стное требование эпохи. Подметить и по казать черты будущего в настоящем, завтрашнее в сегодняшнем — очень трудная и ответственная задача. Сегодня каждый художник слова пытается ре шать ее по-своему. Одни ищут своих пер сонажей среди людей, склонных к геро ическим поступкам, другие в людях скромных, незаметных, без шума и тре ска, без нервозности и суеты выполня ющих повседневную — «черную» — ра боту, которая в конечном счете решает успех дела, приближает нас к завтраш нему дню. Что важнее в наше время: тема герои ческого или тема будней? По нашему мнению, важно то и другое. Суть не е том, чтобы отдать предпочтение либо ге
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2