Сибирские огни, 1962, № 3
■»последний из могикан»? Налицо интри га, обещающая напряженность действия, -столкновение различных взглядов и ха рактеров. Случай, взятый Л. Ивановым, дослужил отправной точкой для создания очеркового цикла, лег в основу сюжета <Сибирских встреч». Характер отношений героев друг к другу предельно ясен, отчетливо выраже на авторская позиция. Здесь нет быто вых сцен, нет занимательных похожде ний, героических поступков, налицо будничная производственная обстановка, вопросы о сроках сева, о формализме, о руководстве творческом и догматиче ском. Строя сюжет в таком плане, очеркист добивается напряжения читательского интереса. Все его внимание сосредоточе но на раскрытии причин, приведших к серьезным разногласиям секретаря рай кома партии Обухова и председателя колхоза «Сибиряк» Соколова. Собствен но эти разногласия составляют «стер жень» сюжета. Расхождения между Обуховым и Соколовым углубляются, они перерастают в столкновение двух противоположных стилей руководства. Кульминационной точкой произведения является сцена, в которой Обухов пред лагает Соколову «оформить» в глубинку семенное зерно, пытаясь с помощью это го маневра «дотянуть» план хлебосдачи государству в точно указанные сроки. Встретив отказ, Обухов добивается отст ранения Соколова от руководства кол хозом. Обилие фактов и проблем, авторских выводов и замечаний, документальных источников усложняет композицию «Си бирских встреч». Очеркист неоднократ но прерывает повествование, чтобы вы сказать свои мнения по тому или иному вопросу, подкрепить изображаемое самы ми разнообразными примерами из жиз ни. Авторские размышления часто сме няются острым сюжетным поворотом, до кументально-протокольное изложение событий — художественно-выразитель ной сценкой или картиной. В очерке «Сибирские встречи» мы встречаемся с таким явлением, когда сю жетный ход зависит не только от взаи моотношений действующих лиц, но и от поведения самого автора. Писатель на ходится в таком же положении, как и его герои. Очерк можно разделить на несколько самостоятельных частей, из которых каждая представляет собой очередной приезд автора в Дронкинский район. В первом случае поездка была приурочена к началу весеннего сева, во втором — к началу уборки урожая, в третьем — к периоду сдачи хлеба госу дарству и т. д. При этом очеркист ведет себя не как бесстрастный наблюдатель, а как заинтересованное лицо. Он вступа ет в споры с Обуховым, горячо обсужда ет проблемы развития сельского хозяй ства со своим старым знакомым, товари щем по институту Гребенкиным, беседу ет с Соколовым, делится впечатлениями с рядовым колхозником Савелием Пет ровичем. Но всегда и везде через героев или непосредственно от своего имени автор пропагандирует, отстаивает, ут верждает нормы коммунистической нрав ственности, передовые методы руковоп- ства, партийное отношение к делу. Ес ли в «Сибирских встречах» очеркист выступал открыто, как одно из цент ральных действующих лиц произведе ния, и с его образом были связаны осо бенности композиционных приемов и построение сюжетов, то в «Глубокой бо розде» мы этого уже не наблюдаем. Движение сюжета здесь обусловливается логикой развития событий и, прежде все го, логикой развития характеров. Л. Ива нов обращается к приемам чисто белле тристическим: с помощью характерных деталей и других изобразительных средств он пытается раскрыть перед чи тателем смысл поступков действующих лиц, психологию их поведения. В творчестве Л. Иванова ярко прояви лась овечкинская традиция — писать не только о становлении нового в колхоз ной деревне, но и о решительной борьбе со всем тем, что препятствует ее нор мальному развитию. В своих очерках пи сатель заостряет столкновение двух на чал — новаторства и косности, творче ских поисков и приверженности к шаб лону. И выразителями этих начал вы ведены живые реальные люди. Иван Иванович Соколов — любимый герой очеркиста, ему он симпатизирует, его взгляды разделяет. И в «Сибирских встречах» и в «Глубокой борозде» Со колов находится в центре повествова ния. Л. Иванов берет героя из крестьян ской среды, выходца из народной тол щи. Соколов — представитель колхоз ной массы, он же и выразитель ее инте ресов. Это скромный и отзывчивый чело век, с высоко развитым чувством соб ственного достоинства, наделенный ост рым и здравым умом. Замечательные трудовые традиции прошлого органиче ски переплелись в нем со всем тем, что принесла в деревню Советская власть, Коммунистическая партия. Он не име ет достаточного общего или специально го образования, но большой практиче ский опыт, знание местных климатиче ских особенностей, постоянные поиски более совершенных агрономических при емов в земледелии позволяют ему пре вратить колхоз «Сибиряк» в экономиче ски крепкое, доходное хозяйство. Писа тель изображает своего героя в одном плане — производственно-трудовом. Он рассматривает личность в ее связи с жизнью, анализирует те черты характе ра, которые формируются прежде все го в процессе трудовой и общественной деятельности и которые поддаются ис следованию публициста. Некоторые теоретики литературы ут верждают, что писатель в очерке не спо собен раскрыть человеческий характер,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2