Сибирские огни, 1962, № 3
¿роками сева в Сибири. Пытаясь обстоя тельно, всесторонне осветить эту проб лему, очеркист обращается к самым раз личным источникам, которые позволяют •ему на конкретных примерах убедить читателя в важности рассматриваемых им вопросов. Предметом исследования Иванова- очеркиста становятся факты и события, действительно имевшие место в реаль ной жизни. В частности, он анализирует затянувшийся спор между кабинетными теоретиками сельского хозяйства, отор ванными от живой практики, и учеными, ведущими многолетнюю научно-исследо вательскую работу непосредственно на полях совхозов и колхозов Сибири в со ответствии с местными климатическими условиями. Если кабинетные ученые типа Верхо- лазова и Каралькина утверждают, что необходимо придерживаться ранних сро ков сева, то их многочисленные против ники, опираясь на собственный опыт • и поддержку Лысенко и Мальцева, высту пают за оптимальные сроки сева, то есть такие, которые подсказывает сама при рода и преимущество которых доказано практикой передовых хозяйств. Автор умело вводит в повествование факты из дискуссии 1953 года в Сибир ском научно-исследовательском институ те, где вопрос о сроках сева обсуждался учеными и агрономами всей Сибири. Участники совещания единодушно отвер гли установки представителя академии сельскохозяйственных наук Каралькина на ранние сроки сева. «...Казалось бы, наступила наконец ясность со сроками сева в Сибири, — пишет Л. Иванов. — Однако на деле выходит не совсем так. Стоит прийти ранней весне — и все повторяется снача ла: идет борьба за то, кто раньше от сеется». Так рядом с одной проблемой возни кает вторая — проблема живучести фор мализма в руководстве сельским хозяй ством. Обширный документальный ма териал, касающийся в основном сроков сева в Сибири, охватывает период с мо мента коллективизации и до наших дней. Один за другим автор приводит все новые и новые факты, раскрывающие причины появления и распространения , теории раннего сева, и примеры. . под тверждающие пагубность этой теории, ■ее непосредственное влияние на сниже ние урожайности и на засорение п ол ей . В силу этого, отдельные части очерко вого цикла напоминают злободневную публицистическую статью. Это особенно относится к первой вступительной главе «Последний из могикан». Преобладание публицистики в очерках Л . Иванова объясняется тем, что пове ствование в них ведется от первого лица. Автор — это активное действующее ли цо произведения, являющееся сквозным персонажем очеркового цикла. То же самое мы наблюдаем и в очерках И. Антонова, и в «Деревенском дневнике» Е. Дороша, и в «Золотом коль це» М. Жестева. В них автор является одним из главных героев и выступает в качестве связывающего звена, к которо му тянутся все сюжетные нити произве дения и который объединяет отдельные, казалось бы, несовместимые части. В таких очерках на первом плане — личное отношение писателя к изобра жаемому, ибо очеркист апеллирует к об щественному мнению не только ■через сцены и картины, но и через свои лири ко-философские раздумья. «Художест венный очерк, — пишет В. Канторович, — должен быть непременно публици стичным в широком плане, то есть пред ставлять собой личное, страстное выступ ление писателя, его взгляд на жизнь и ' различные ее стороны, на постоянно воз никающие конфликты, на проблемы, , требующие решения, по которым и дол жно создаваться общественное мнение». . Именно такими публицистически- страстными были многие очерки рус ской классической и советской литера туры. Известный советский очеркист М. Кольцов, выступая на Втором Все мирном конгрессе писателей в республи канской Испании летом 1937 года, го ворил: «Есть моменты, когда писатель— я говорю о некоторых — вынужден сам стать действующим лицом своего произ ведения, когда он не может довериться вымышленным, хотя бы даже им самим, героям»1. Очерк, в котором «авторское я» при обретает ярко выраженное звучание, име ет свои давние традиции. Он ведет свое начало от знаменитого «Путешествия из * Петербурга в Москву» А. Радищева, от «Загородной поездки» А. Грибоедова, то есть таких произведений, в которых вырисовываются гражданские черты пи сателя, говорящего о глубоко продуман ном и пережитом, но, главным образом, о явлениях и событиях общественного содержания. Их сила в гражданском па фосе, в требовании коренных социаль ных преобразований, в показе кричащих противоречий действительности. Личные впечатления, раздумья и воспоминания автора занимают значительное место в очерках Глеба Успенского. Очеркист вступает в открытый разговор с читате лем, обсуждая злободневные проблемы общественной важности. В «Сибирских встречах» Л. Иванов также имеет в виду общественную сто рону рассматриваемых вопросов" Но он выступает с иных позиций, в иную исто рическую обстановку, как человек остро, по-партийному реагирующий на имеющи еся недостатки в нашей жизни, препят ствующие продвижению советского на рода вперед, к новым достижениям и ус- 1 М. К о л ь ц о в . Испанский дневник. М. 1957, стр. 551.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2