Сибирские огни, 1962, № 3
копление такого количества фактов — личный подвиг ученого-эрудита, то вер ные общетеоретические предпосылки, из которых исходит автор, выработаны всей нашей советской наукой в борьбе со взглядами реакционных и либераль но-буржуазных ученых, в борьбе с дог матиками и вульгарными социологами. В этом смысле работа М. Азадовского свидетельствует об идейной зрелости всей нашей гуманитарной науки, актив ным, видным деятелем которой был и автор «Истории русской фольклористи ки». До М. Азадовского по традиции счи талось, что весь XVIII и первые десяти летия XIX века (вплоть до Буслаева) — это «донаучный» период фольклористи ки. Ученый убедительно опровергает это. Также ошибочно весь последующий период (до 1917 года) был поделен н& четыре этапа, соответственно якобы вре мени деятельности школ: мифологиче ской, школы заимствования, антрополо гической и исторической. Эта схема име ла в виду лишь развитие официальной, так называемой академической науки. Она исключала революционно-демокра тическую фольклористику и многие дру гие прогрессивные явления. Она, эта схе ма, справедливо утверждает автор, со вершенно искажает действительную кар тину, во-первых, потому что отворачива ется от достижений передовой науки, а во-вторых, потому что на самом деле мирной замены, последовательного из жития одних теорий другими не было: школы существовали одновременно, ме жду ними и внутри них проходила оже сточенная борьба (М. Азадовский с пол ным основанием расширяет свой вывод я на западноевропейскую науку). Борь ба же эта, как и смена научных школ, объясняется не столько внутренними причинами, сколько влиянием социаль ных факторов: «Никакие фольклористи ческие теории,— пишет исследователь, — не живут какой-то отдельной, само стоятельной ' жизнью... их появление, развитие и отмирание обусловлено теми же социально-политическими процесса ми, которые обусловили и все развитие русской литературы». Именно поэтому, поставив в центре внимания проблемы, одной науки фольклористики, автор столь широко использует материалы- смежных общественных дисциплин. Многое можно было бы сказать еще о содержании и значении этой книги. Уже сейчас стали известны несколько зару бежных рецензий, в том числе, напри мер, в финском журнале, а чешский эт нографический журнал «Lud» полностью перепечатал из книги разделы, относя щиеся к славянской фольклористике. Но подробный разбор ее — дело специаль ной печати. Одно уже сразу стало ясно, как справедливо пишет в своем преди словии В. М. Жирмунский : книга «вой дет в число классических советских тру дов по вопросам народного творчества». Заканчивая эти заметки, нельзя не сказать о последних днях жизни М. К. Азадовского, когда он, тяжело больной продолжал свое подвижническое служе ние советской науке. За месяц до см ер ти он сообщал другу: «Приезжала одна знакомая из Москвы, рассказывала со слов врача, лечащего Тарле, что у него осталось на три копейки сердца, а мозгу на тысячу рублей. Не знаю, на сколько осталось у меня того и другого, но уве рен, что мозгов еще на несколько руб лишек есть. И девать их мне все равно некуда». И в том же письме он просит этого друга: «Так позвольте же мне порабо тать для Вашего издания, присылайте свою докторскую диссертацию — я дам свой отзыв о ней. Работать! Работать! »- Он был уже так слаб, что писать не- мог, и эти строки не написаны им, а про диктованы. И достойно протекли его по следние дни: он получил работу, он на писал заметки о диссертации. До конца оставался он, наш дорогой Марк Кон стантинович, большим ученым, выдаю щимся воспитателем молодых сил науки, общественным деятелем, советским п а триотом.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2