Сибирские огни, 1962, № 3
Фольклорист Азадовский вовлекал в орбиту своих исследований по фольклору данные литературы; отличный литерату ровед, он всегда прибегал в своих исто рико-литературных этюдах к материалам народного искусства. Работы М. Азадовского по литературе — одна из вершин советской филологи ческой науки. Ученый ввел в обращение новое понятие «фольклоризм писателя», которое характеризовало новый подход к объекту исследования. «Фолькло ризм — это немного больше того кро хоборческого отыскивания параллельных сюжетов, образов и выражений, чем пробавлялось большинство современни ков и предшественников Азадовского. Сюда входит и анализ воззрений писате ля на народ и народное искусство (что всегда связывается у него с характерис тикой эпохи, с идейной борьбой), и изу чение принципов усвоения фольклора, и рассмотрение взаимосвязей писателя с творчеством других художников, и мно гое иное. Статьи о фольклоризме Радищева, Пушкина, писателей-декабристов, Лер монтова, Ершова, Языкова, Тургенева— ни один серьезный литературовед не может и сегодня обойтись без них. Историографией фольклора ученый занимался всю жизнь. В начале своей научной деятельности он обращался, главным образом, к сибирским материа лам («Эпическая традиция в Сибири», «Из деятельности крестьян-собирате- лей», «Задачи сибирской библиогра фии», «Декабристы в Сибири», «Иркут ский университет и изучение местного края. 1918— 1928», «Сибирская литера тура» и мн. др.). В тридцатые-сороковые годы М. Азадовский создал ряд статей, посвященных фольклористическим воз зрениям революционных демократов — Белинского, Добролюбова, Чернышевско го, Герцена. Так постепенно, в ходе неустанного напряженного труда, ученый подошел к мысли об обобщающей книге. «История русской фольклористики» писалась много лет. По словам самого автора, он почувствовал в себе силы взяться за нее только годам к пятидеся ти. Война, естественно, отсрочила изда ние книги. А затем выход ее задержался еще на несколько лет вследствие неспра ведливых нападок на ученого, появив шихся в период культа личности. В со кращенном виде части этой работы по явились в вузовском учебнике по фольк лору уже в 1954 году, в год смерти Мар ка Константиновича (нынче этот учеб ник переиздается в третий раз). В полной редакции первый том «Исто рии русской фольклористики» вышел в 1958 году. Второй том будет издан в ближайшее время. Прочитав только что появившийся в продаже первый том «Истории русской фольклористики», один специалист в об ласти фольклора в шутку заметил, что при желании из этой книги можно было бы сделать несколько докторских дис сертаций. И действительно, работа М. Азадовского — явление незаурядное; значение ее выходит далеко за рамки одной какой-то научной дисциплины. Что же нового и поучительного нахо дим мы в этой книге? Книга даже при самом беглом знаком стве с ней поражает, прежде всего, оби лием и добротностью нового фактическо го материала. Обычно роль историогра фа, историка науки, сводится лишь к си стематизации и обобщению готовых ис следований по отдельным проблемам. Сам по себе это труд огромный. Однако в данном случае ученый им не ограни чился. В очень и очень многих случаяд всю первоначальную работу он проделы вает заново; обо всем судит не пона слышке, поэтому сведения, сообщаемые автором, заслуживают полного доверия. Если судить о книге с точки зрения фольклориста, то наиболее важными, ценными представляются главы, посвя щенные XVIII веку (особенно Радище ву), фольклоризму декабристов, револю ционных демократов (причем в ряде случаев М. Азадовскому принадлежит честь самой постановки этих проблем в советской науке). Большое значение име ют также разделы, показывающие связи русской и зарубежной (в первую оче редь славянской) фольклористики. Не кто иной как М. Азадовский впервые от метил роль француза Фориэля и его сборника новогреческих клефтическия (разбойничьих) песен, сборника, забы того, кстати сказать, на родине ученого. Эти песни, проникнутые духом борьбы за свободу, были не случайно переведе ны Гнедичем, поначалу близким к пере довым кругам писателем; они сыграли свою роль в развитии декабристской фольклористики. Так, исходя из правиль ных общетеоретических предпосылок, автор сумел до конца раскрыть широкое взаимодействие прогрессивных научных сил Западной Европы и России. Общественная позиция, философские взгляды того или иного ученого или пи сателя, эволюция их, анализ деятельно сти в целом и мастерский разбор глав нейших трудов — все это имеется в кни ге и все это делает ее полезнейшим посо бием для студента, учителя, специали ста и просто человека, интересующегося литературой, историей, этнографией, философией, музыкой и даже лингвисти кой. А страницы, посвященные Пушки ну или Гоголю,— и по самому предмету разговора и по любопытнейшим и мало известным фактам, которые сообщаются там, имеют общечитательский интерес. И все-таки, хотя здесь уже сказано об этом много хорошего, достоинства книги не ограничиваются наличием мас сы разнообразных сведений. Большое принципиальное значение имеет построение, периодизация и мето дология исследования. Если сбор и на
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2