Сибирские огни, 1962, № 3
ным, — ведь многое из его архива погибло в годы гражданской войны. В своей собирательской деятельности М. Азадовский следовал лучшим тради циям русской науки. Подобно П. Н. Ры бникову и А. Ф. Гильфердингу, он вы ступал против безличного начала в фоль клоре, интересовался творческой ин дивидуальностью каждого исполнителя, подобно А. А. Шахматову, которому, кстати сказать, посвящены «Верхнелен- ские сказки», в своих полевых записях он предельно точен — настолько, что эти записи стали надежным источником для диалектологов'. Вместе с тем, использование опыта старых и новых собирателей сочеталось в его работе с требованиями современной теории. И, конечно, его постоянное вни мание к индивидуальному мастерству ис полнителя определяется не только зна комством с работами, скажем, Гильфер- динга, но и принятием многих положе ний, выдвинутых его старшим товари щем С. Ф. Ольденбургом. «Нужно стремиться дать отчет о каж дом лице, у которого записаны тексты,— замечает М. Азадовский в предисловии к «Ленским причитаниям», — выявить его поэтическое дарование, установить его поэтический опыт». При этом индивидуальное изучение не становилось ^ л я исследователя само целью. Он говорит о таком изучении лич ного начала, которое в сумме дает пред ставление об областных творческих гнез дах и т. д. Диалектический характер со отношения между личным и коллектив ным в фольклоре, по-моему, всегда ощу щался Азадовским. Но было бы несправедливо считать Азадовского-собирателя только продол жателем и учеником названных ученых. Принципы, намеченные ими, он не толь ко развил и обогатил, он и сам внес в эту область много нового. Для Сибири собирательная деятель ность Азадовского имеет совершенно исключительное значение — не только потому, что им опубликованы ценнейшие материалы. Можно найти людей, которые больше ездили и больше собрали, чем он. Но его поездки — на Амур, на Лену, в Иркутскую область, в Бурятскую АССР каждый раз преследовали вполне опреде ленную научную цель и действительно оказывались новым словом в науке. Можно без преувеличения сказать, что Азадовский открыл новую страницу в изучении сибирского фольклора. Одну из главных своих задач, которую в тече ние многих лет он разрешал, Азадов ский видел сначала в проверке, а вско р е — в опровержении точки зрения Ща- 1 «А. А. Шахматову я обязан осуществлением своих этнографических поездок, — писал М. Аза довский в посвящении, — ему первому сообщал об их результатах, его советами и указаниями пользовался неизменно в каж дой своей работе». пова и других авторитетных ученых, по- лагавших, что в Сибири почти полностью отсутствовала духовная жизнь, что си биряки не поют песен, не сказывают ска зок и что вообще они представляют со бой низший тип по сравнению с обитате лем центральной России. Именно поэто му ездил Азадовский на Амур — по сле дам Максимова; именно поэтому ездил он на Лену — по следам Щапова (по ездка на Ангару — по следам Ровин- ского, к сожалению, не осуществилась). И везде исследователь убеждался, что его родная Сибирь ни в чем не уступает другим местам, что здесь было и есть бо гатейшее народное искусство. Песни и сказки, былины и причитания, народная драма и исторические предания — все находил он то ли как практик-собира тель, то ли как ученый-историк и архи вист. Обо всем этом не раз писал он в предисловиях к своим книгам; этому же вопросу посвятил он свою вступитель ную лекцию в Томском университете в 1920 году, об этом же развернуто сказал он и в одной из последних своих книг— в «Очерках литературы и культуры в Сибири» (1947). Велика роль М. Азадовского в собира нии фольклора гражданской войны и фольклора Великой Отечественной вой ны. Иркутская конференция фольклори стов и сказителей, проведенная еще в на чале 1943 года, по словам самого ее ор ганизатора, явилась «первой научной конференцией по вопросам собирания и изучения фольклора Отечественной вой ны». Первый научныйсборник военных лет — «Фронтовой фольклор» (1944) — вышел с предисловием Азадовского, в котором намечались основные проблемы собирания и изучения нового материала, имевшего не только специальное, но и непреходящее общественное значение. Огромную роль сыграл М. Азадовский и как организатор собирательской рабо ты на местах. Его «Беседы собирателя», вышедшие в Иркутске двумя изданиями, стали настольной книгой молодого поко ления фольклористов. Его ученики и младшие товарищи обошли буквально всю страну. Они побывали в Сибири и на Дону, в Карелии и на Урале, в Псковской обла сти и на Волге, в русских районах При балтики, Молдавии и Тувы, на заводах Сормова, Ленинграда и Петрозаводска. Многое удалось сделать ученикам Аза довского и в области изучения фолькло ра народов СССР. Еще в 1925 году М. Азадовский во шел в состав Центрального бюро краеве дения при Академии наук СССР как представитель сибирских организаций. Позднее, являясь руководителем сектора фольклора в Институте русской литера туры АН СССР, заведуя кафедрой фоль клора в Ленинградском университете, он возглавлял также фольклорную сек
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2