Сибирские огни, 1962, № 3
По специальному решению правитель- тва в марте 1942 года М. Азадовского вместе с другими крупнейшими ленин- радскими учеными переправили через фронт на самолёте. Все бросил он в сво ей квартире — только рукопись «Исто рия фольклористики» да «Указатель сказочных сюжетов» Н. П. Андреева ззял с собой. Прошло немного времени — Марк Константинович, еще далеко не оправив шийся после голода, снова работает. По селившись в Иркутске, он занимается со студентами университета и педагогиче ского института, читает публичные лек ции и научные доклады. Особенно боль шой общественный резонанс имели его доклады: «Задачи историко-филологиче ских изучений в дни Великой Отечест венной войны», «Значение фольклора в деле патриотического воспитания уча щихся», «Народное творчество— орудие яоспитания масс», «Итоги советской фольклористики за 25 лет». По предло жению ученого при Иркутском универ- :итете было создано Общество истории, литературы, языка и этнографии (он же стал и его первым председателем). В марте 1943 года по инициативе Азадовского силами названного Общест ва в Иркутске была проведена важная конференция фольклористов и сказите лей Сибири, имевшая, по существу, все союзный характер. Член Союза советских писателей с мо мента его основания, он принимает ак тивное участие в работе местного отде ления Союза, входит в состав редкол легии альманаха «Новая Сибирь», позд нее возобновляет давнюю дружбу с «Си бирскими огнями» (где он печатается с 1925 года), сотрудничает в альманахе <Забайкалье» и других сибирских изда ниях. Он выезжает в Москву, в Улан- Удэ, много занимается иркутским теат ром — везде его ждут как желанного гостя, друга, опытного советчика. С годами все сильнее давала себя шать болезнь сердца. Но и тут не сло жил рук ученый, он просто не в состоя нии был так поступить, как не может человек не дышать воздухом. Слова по эта Анатолия Ольхона, обращенные к Азадовскому: будь таким «волей сердца своего молодым» — как нельзя лучше характеризуют его. Возвратившись в Ле нинград, он замышляет много новых ин тересных исследований. Еще в давние го ды была опубликована работа Марка Константиновича «Поэтика гиблого мес та», посвященная изображению Сибири в русской литературе. Теперь он думает записать большую обобщающую книгу <Пейзаж в русской литературе», он со бирается возвратиться к циклу своих ис кусствоведческих работ и выполнить исследование о картине «Не ждали» И. Е. Репина. Но он не только строит планы. Он публикует целую серию работ о декабри стах — Кюхельбекере, Рылееве, Якубо виче, Бестужевых, Якушине: под его редакцией и с его статьями и коммента риями выходят «Воспоминания» В. Ф. Раевского, «Воспоминания Бестужевых» сборник новых материалов о декабри стах. М. Азадовский пишет ислючитель но ценное исследование «Затерянные и утраченные произведения декабристов», являющееся в своем роде образцовым для последующих поколений филологов. Он снова обращается к родной Сибири и буквально в течение нескольких меся цев пишет книгу о своем давнем друге В. К. Арсеньеве. Он рецензирует мно жество сибирских изданий. Его имя и в эти годы встречалось не только в специ альных научных органах, но и в «Сибир ских огнях», в альманахе «Байкал», в «Советской этнографии» «Советской книге», «Новом мире», «Огоньке». А ведь автором всех этих мелких заметок и рецензий, блестящих статей и фунда ментальных, основополагающих трудов был ослабленный донельзя, похудевший шестидесятипятилетний человек. Азадовский за университетской ка федрой... Невысокий, бритый, не моло дой уже профессор. Он здоровается с на ми, студентами-филологами первого послевоенного набора, поздравляет с на чалом учебного года и, внимательно ог лядывая аудиторию, приветливо улы бается — как будто каждому в отдельно сти. А мы смотрим на него, европейски знаменитого ученого, уже кто-то сказал нам, что его материалы упомянул Ромен Роллан в «Очарованной душе», что его похвалил Горький. Но мы разочарова ны: ни осанки, ни профессорской суро вости во взгляде голубых, немного уже выцветших глаз — наоборот, в них ви дится нам какая-то веселая усмешка, лукавинка, что-то совсем не связанное с нашим представлением о высокой науке; голос тихий, с хрипотцой, оставшейся по сле тяжелой болезни горла. Все буднично, очень уж просто, нам каж ется .' И слова обычные. В нем нет никакой рисовки, никакого желания бить на внешний эффект. — Мы, товарищи, будем изучать с вами поэтическое творчество нашего на рода... курс рассчитан... включает в себя разделы ... Профессор нагнулся к кафедре и го ворит, не отрываясь от своих каких-то бумажек, лишь изредка вскидывает го лову на слушателей. Но вот он оставил бумажки, сошел с кафедры и сказал: — Кстати... И тут началось. Я уж не помню сей час, что именно было сказано вслед за этим первым «кстати», но прекрасно по мню вообще ход этих лекций, где фено менальные знания поистине затопляли лектора. Предположим, он начинал речь о фольклоризме Пушкина, и рано или поздно в разговоре возникало имя Поле вого. : .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2