Сибирские огни, 1962, № 3

вали мальчиков. Каждый день приносил новую пищу для размышлений. В Иркутск приехал слепой лектор Ку- лябко-Корецкий. В городе висят афиши о том, что гость прочтет цикл публичных лекций «Истории XIX века в важней­ ших европейских странах». Кулябко-Ко- рецкий не был марксистом, ближе всего он стоял к народникам, но первая фра­ за , которую он произнес, поднявшись на кафедру в небольшом зале Музея, была такая: «История девятнадцатого века начинается с Великой французской революции восемнадцатого века». С жадным вниманием слушали гимна­ зисты смелую, яркую и темпераментную речь. Так непохоже было все это на су­ хую казенную жвачку! Окончена очередная лекция. Все во­ сторженно благодарят оратора. Четыр­ надцатилетние гимназисты — Марк Аза- довский, Шурик Ельяшевич с другими одноклассниками протискиваются впе­ ред, к самой сцене. А тут уже какой-то студент, по традиции, зачитывает адрес: «...вы показали нам, как народы Запа­ да свергали своих угнетателей». — У нас этого не будет! — громко перебивает студента сидящий тут же по­ лицмейстер. — Долой его! — кричит молодежь. И разгорелись страсти. — Долой тиранию! — Долой самодержавие! Так увидели иркутские гимназисты первую политическую демонстрацию. Лекции Кулябко-Корецкого всколых­ нули мальчишеские умы. Был у них вполне легальный кружок самообразова­ ния. Но все больше и больше волновали их вопросы общественные, и решили они издавать журнал «Братство». В журнале сотрудничал будущий писатель Ис. Голь­ дберг, тогда простой рабочий парень. Вы­ пуску журнала помогали политические ссыльные, жившие в Иркутске. Четыре его номера вышли благополучно, пятый выйти не успел. Ис. Гольдберг имел более глубокие связи в подполье. В кон­ це 1903 года он был арестован, у него нашли пятый номер «Братства» с его статьей и открытку, из которой жандар­ мы могли выяснить имена некоторых гимназистов, активных сотрудников жур­ нала. Троих исключили из гимназии. А отец Марка Азадовского на время увез сына в Хабаровск. Для нынешней молодежи, вероятно, звучит дико, что раньше лица, поступа­ ющие в высшие учебные заведения, дол­ жны были представлять свидетельства о благонадежности. В 1907 году, когда Марк Азадовский подал заявление о зачислении его в Пе­ тербургский университет, он приложил к нему такое свидетельство. Однако несколько лет спустя, когда ему понадобилось новое свидетельство для оставления его, как бы мы теперь сказали , в аспирантуре, канцелярия При­ амурского генерал-губернатора в совер шенно секретном донесении сообщала университетскому начальству, что в 1907 — 1908 годах Азадовский развер нул в Хабаровске широкую революци­ онную работу. Ссылаясь на агентурные сведения, автор донесения' писал далее, что под его, Азадовского, редакцией буд то бы были выпущены три прокламациь-- к войскам: ему же приписывалось уча стие в устройстве побегов политических заключенных. Листаю одно из секретных универси тетских дел о студенческих волнениях. Рапорт о беспорядках... Сообщение о вызове полиции в учебные аудитории... Докладная записка о прокламациях... Их десятки тут, маленьких листочков, исписанных крупными печатными бук вами. Может быть, будущий ученый и не писал таких листков, но важно, что и он варился в этом котле, негодовал, размышлял, действовал. В начале своей научной деятельности М. Азадовскому посчастливилось учить ся у крупных русских ученых — у этно графа А. Я. Штернберга, у языковедов Н. М. Каринского, И. А. Бодуэна-де- Куртене, у слависта Н. С. Державина, но особенно важную роль в формирова­ нии его научных интересов сыграли А. А. Шахматов, С. А. Венгеров, А. И Шляпкин и С. Ф. Ольденбург. В своем «кратком жизнеописании» Марк Константинович рассказывает: «Собирательскую и исследовательскую' работу начал еще студентом: принимал участие в экспедиции Общества изуче ния Сибири и ее быта, а в 1913 году со­ вершил ряд самостоятельных поездок по собиранию материалов и народной словесности русского населения в бас­ сейне реки Амура. К сожалению, со бранные во время этих экспедиций бога­ тейшие материалы по разнообразным жанрам фольклора погибли, и только не­ многие материалы уцелели и были при­ готовлены к печати. Более удачной была в этом отношении экспедиция 1915 го да на р. Лену, на основе которой написа ны две главнейшие работы первого пе­ риода моей научной деятельности: «Лен­ ские причитания» (1922) и «Сказки Верхнеленского края» (1925)». II Самостоятельную научно-педагоги­ ческую работу М. К. Азадовский начал в 1918 году в Томском университете. Че­ рез три года он, уже в качестве профес­ сора, был приглашен в Читу для органи­ зации Института народного образования, а с 1923 по 1930 год он руководил ка­ федрой литературы в Иркутском универ­ ситете. Прежде чем перейти к характеристи­ ке научной деятельности Азадовского,. мне хочется рассказать о нем как о че-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2