Сибирские огни, 1962, № 3
искусства и революции, о создании образа положительного героя и необходимо сти сатиры и т. п. Л. Сейфуллина в статье «Памятное пятилетие», отмечая, что Луначарский «первый протянул руку» из Москвы новому изданию, вспоминает «общее чувство большой благодарности ему за эту первую поддержку журнала, возникшего в трудной провинциальной обстановке, без малейшей помощи центра»1. Интерес Луначарского к Сибири и ее жизни, его связи с развертывающимся «десь культурным строительством вскоре укрепились в результате двух поездон наркома просвещения по Сибири весной 1923-го и зимой 1928— 1929 годов. Лу начарский побывал в ряде сибирских городов — Новосибирске, Омске, Томске. Иркутске, Красноярске, на Алтае, в Кузбассе, выступал бесчисленное количество раз перед шахтерами, железнодорожниками, крестьянами, учителями, вузовцами, красноармейцами, беседовал с ними о их жизни и приобрел среди жителей Сиби ри много друзей. Во время первой поездки он познакомился лично с писателями- сибиряками, группировавшимися вокруг «Сибирских огней». В своих путевьи очерках Луначарский отметил, что «литературные способности и интерес к воп росам литературы в Сибири громадные»2, хотя и отозвался критически о «жестко левой позиции» некоторых сибирских литераторов. От знакомства с Сибирью и «стремительным сибирским строительством» у Луначарского остались богатые и яркие впечатления, о которых он рассказал в своих очерках, собранных в книжечке «Месяц по Сибири» (Л., 1929). Один из очерков он закончил следующими словами: «Вся безграничная Сибирь отнюдь не щедрая, но богатая чрезвычайно. Даром она ничего не дает, но за труд плати! хорошо и особенно за труд культурный. Как можно скорей надо дать этой стране просвещенных и умных людей, средства, машины, овладеть ее природными богат ствами. И тогда она окажет великую поддержку развитию богатств и культуры человечества»3. Сегодняшняя цветущая советская Сибирь оправдывает предвидения замеч» «ельного деятеля нашей культуры. Н. Трифонов. Первый номер журнала «Сибирские огни» кажется мне очень удачным. На сколько я могу судить, рядом и, может быть, даже несколько выше Иваново-Воз несенского журнала «Начало», этот журнал приходится признать за лучший из провинциальных. Не могу сказать, чтобы беллетристика журнала принесла с со бой какие-нибудь яркие новости, но тем не менее она держится на удовлетвори тельном уровне, а если отнести к беллетристике великолепные воспоминания Ширямова «Сихота-Алин», то уровень этот придется значительно поднять. Это произведение, в осоСенности в первой его части, где автор нашел полные краски для изображения особой красоты этого малоизвестного края, превосходно. Статьи публицистического характера почти все читаются с большим интере сом, и часто открываются перед русским читателем совершенно новые перспек тивы. Очень хороша и статья т. Правдухина «Искусство в стихии революции», статья вдумчива, просто и верно смотрящая на вопрос об искусстве и не впада ющая ни в то футуристическое кривлянье, жертвой которого сделался т. Чужак, рядом со многим крупным давший много и несомненно антихудожественной при меси, ни в заскорузлую коммунистическую узость, ни, наконец, в реалистическое старообрядчество. Очень хотелось бы, чтобы такие взгляды, какие выражает т. Правдухин, как можно шире распространялись в нашей партии. От этого, ве роятно, понимание художественных произведений выросло бы и в свою очередь произошло бы оздоровление в самом мире художников, который сейчас никак точно не знает, чего же партия от них хочет. В отделе «Критика и библиография», довольно богатом, имеется множество отзывов безусловно метких и верных. Вообще приятно узнать из журнала «Сибирские огни», насколько все-такв энергично пульсирует там коммунистическая и коммунистам сочувствующая мысль. А. Луначарский. 1 «Сибирские огни», 1927, N i 1, стр. 224. 3 «Красная нива» , 1929, № 14. • Там же.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2