Сибирские огни, 1962, № 3
утки, свои гуси. Добавь свою колхозную электростанцию и клуб на шестьсот пятьдесят человек! Радио в каждом дому! А какая там яркая, талантливая само деятельность! Николай Георгиевич делает широкий жест и, отвечая на мой давний вопрос, весело добавляет: — Ни черта старого в Хакасии не осталось. Так и пиши! Взгляд в будущее Разговор о старом и новом продолжался и в Абакане, — в редакции газеты «Ленин чолы» («Ленинский путь»), в отделении Союза писателей, на телецентре, построенном, кстати сказать, силами городской общественности. На телецентре нам показали фильм «Песнь о Хакасии», о котором я не могу не сказать: очень уж хорош фильм — не какими-то особыми киноприемами, а фактами, которые красноречивей всяких слов. Высокий могильный холм. Громадные, почти в два человеческих роста над гробные камни с древними письменами и грубо вытесанным лицом проматери. На вершине кургана живописная группа хакасов, не спускающих глаз с певца- чатханиста. Степной ветер гонит по небу легкие паруса облаков, прижимает к зем ле метелки седого ковыля, треплет волосы старика хайджи с выразительной, кра сиво посаженной головой. Это популярнейший в Хакасии сказитель — Семен Про копьевич Кадышев, член Союза писателей, участник Ташкентской конференции писателей стран Азии и Африки и Московской международной конференции во стоковедов. Он медленно перебирает струны своего чатхана, и глуховатый голос хайджи вливается в зал, неся с собой непонятную тревогу. О чем поет старый сказитель? На экране — затянутая дымом степь. Пылают улусы, пылают посевы. Пыла ет, кажется, сама земля, беспомощно взметая в небо растрепанные клочья пламе ни. В густых клубах дыма стремительно проносятся монгольские всадники. Мель кают буйные конские гривы и кривые сабли. Огнем и мечом сметали с лица зем ли древнюю хакасскую культуру орды Чингис-хана. А хайджи продолжает свой сказ. И с каждой поэтической строфой уверен нее, тверже звучит старческий голос. Слов не разобрать, rio не трудно догадаться, что поет он о сказочном богатыре родного народа, победившем зло ,и насилие, о ’богатыре, который Н ад народом суд .устраивает: У кого коня нет — коня дает, У кого одежды нет — одежду дает, Из сироты-жеребенка коня выращивает, Сироту-мальчика мужчиной делает. Поет он и о богатырях-соседях, которые О дружбе договорившись. На родину возвращаются . Широко и привольно льется по степи вековая мечта угнетенных народов о светлом будущем своей страны, о вечной дружбе с богатырем-соседом, о мире на всей земле. Высоко и зримо встает на экране эта мечта. Группа людей с чертежам!» вглядывается в панораму спаленной зноем степи. Это русские друзья — инжене ры и рабочие намечают трассу оросительного канала. А вот залитые водой бороз ды. Не переводя дыхания, пьет чудесную влагу земля, не может досыта на питься... Богатырский железный конь-поезд мчится в степную даль. Словно разметан ная по ветру грива, тянутся за ним клочья дыма. Девушка-хакаска улыбается, ма шет поезду сигнальным флажком: путь свободен! ё
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2