Сибирские огни, 1962, № 3
Кан раз перед войной мал-хадаринцы снова повстречались со своим первым председателем. И повстречались не совсем обычно. Михаил Иванович, вспоми ная и передумывая свое хакасское прошлое, решил написать книгу, посвященную становлению «Мал-Хадари». Но он не просто встретился с героями будущей кни ги, а добился того, что его опять выбрали председателем колхоза. Однако на этот раз развернуться по-настоящему Колеснов не сумел. Или не успел, — началась Великая Отечественная война, и Михаил Иванович, человек большой личной от ваги, отправился на фронт. А через два или три месяца мал-хадаринцы узнали, что их бывший председатель погиб в одном из первых же боев. О себе Макар Константинович рассказывал совсем немного. Был членом правления колхоза, работал в различных комиссиях, а в середине тридцатых го дов выехал в Абакан, где до сорок первого года руководил местным отделением общества слепых. В трудные годы войны — снова в колхозе. Не забывал он и профессии сказителя. Да и можно ли забыть то, что дается талантом, — сказительство не столько профессия, сколько призвание. Мастерст во хайджи передается из поколения в поколение. И в роду Долговых было немало мастеров песенного слова. Был среди них и хайджи с трагической судьбой — Кыто, батрак знаменитого родоначальника Аскизской степной думы Апуна Кар тина. Гордый царским подарком — шитым кафтаном, чванливый и жестокий бай любил, чтобы о нем говорили, славили его богатство и силу. Старики рассказывали, что когда к Апуну заглядывал известный хайджи, чванливый бай заставлял его петь на особом столбе, чтобы все видели, кто сегодня поет у Апуна Картина. Но у хайджи Кыто тоже был твердый характер, и когда хозяин заставил его однажды петь против воли, он спел такое, что рассвирепевший Апун приказал своим приближенным обливать непокорного хайджи ледяной водой. Дело было ’зимой, и Кыто, не выдержав истязания, умер. Для родоначальника степной думы жестокая расправа с батраком была не очень большой редкостью. Но Кыто был хайджи, любимец народа, и в улусах поднялся было шум. Полиция завела дело. Во сколько обошлось родоначальнику убийство Кыто — точно не известно, — рассказчики называют самые различные, подчас фантастические суммы. Во всяком случае, дело кончилось ничем. Макар Константинович — хайджи нового типа. Он не просто хранит в своей памяти десятки преданий, песен, сказок, но и диктует их, готовит к печати. Одна из его сказок — «Красная лисица» — уже вышла в свет. Несколько рукописей передано в издательство. ...Перед отъездом на пятнадцать-двадцать минут заглядываем к 'родственни кам нашего неутомимого спутника Николая Георгиевича. В сенях за большим столом застаем кучу веселых ребятишек — своих и соседских. Места и вкусной ухи хватает всем. Хозяин дома, страстный рыбак, по профессии — шофер, поэто му водитель нашей «Победы» сразу же заводит с ним какой-то специальный разго вор. Судя по ответам, потомок извечных наездников превосходно чувствует себя и за рулем машины, знает ее и любит. Простившись с гостеприимными хозяевами, не торопясь, проезжаем главной улицей улуса, — почему-то хочется сказать: бывшего улуса. Много новеньких домов, много зелени, цветов. А Николай Георгиевич рассказывает о своем родном улусе — Доможаков ском. — Там теперь и вовсе ничего не узнаешь! Всю степь кругом распахали. Земли-то хватает, и колхоз года два назад принял двести семей плановых пере селенцев из Чувашии. В лапотках приехали, а посмотри на них теперь! Приняли несколько русских семей, украинских, есть две или три немецких, одна финская... Настоящий интернационал. А живут дружно! Значит, и богато. Скота не пере считаешь. В колхозе пятнадцать чабанов, и у каждого по шестьсот-семьсот голов. Дойных коров пасут на Абаканских островах, молодняк угоняют в Немир, в под таежный Узунжуль, на озеро Валанкуль, что значит озеро сохатого. А в пойме Уй бата колхозники искусственное озеро выкопали. Теперь у них своя рыба, свои
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2