Сибирские огни, 1962, № 3

игт (М )г ? А '1 /,м 0 & //Я с М А. П. Луначарский о ж у р н а л е „Сибирские огни 66 А. В. Луначарский в одной из своих статей рассказывает, как в первые послеоктябрьские годы он пришел к В. И. Ленину посоветоваться о той линии, которую нужно проводить в вопросах искусства. Владимир Ильич подчеркнул не- \ обходимость наряду с заботой о сохранении всего ценного в старом искусстве под­ держивать то новое, что рождается под влиянием революции. Поставленный партией у руля советской культуры, А. В. Луначарский всег­ да помнил это указание вождя и был чрезвычайно внимателен к росткам нового в области культуры , заботясь о их развитии, оказывая им помощь и содействие. К таким росткам нового принадлежали и вызванные к жизни революцией органы печати. Луначарский очень критически относился к тем журналам и альманахам, которые оказывались слабо связанными с современной действительностью и плохо ее отражали. Об одном из таких изданий — журнале «Дом искусств» — Луначар­ ский писал в своей рецензии, что он «производит впечатление абсолютной ненуж­ ности, совершенно безразлично вышел ли этот журнал или не вышел, написаны эти стихи, повести или не написаны»1. Зато все органически выраставшее из но­ вой, революционной почвы Луначарский приветствовал тепло и радостно. При этом в поле его зрения находилось не только то, что происходило в Москве и в Ленинграде. При всей своей огромной занятости важнейшими госу­ дарственными и общественными делами он успевал следить за культурной жизнью периферии. В печати можно было встретить его отклики на то, что появлялось на местах. Например, статью «Новая поэзия», опубликованную в 1919 году в «Изве­ стиях», Луначарский посвящает характеристике книжечки стихов П. Орешина «Дулейка», вышедшей в Саратове. Здесь же он упоминает об издании в Иваново- ВознеСенске сборничка «Крылья свободы». Он пишет специальную рецензию на поставленную в саратовском театре им. К. Маркса пьесу В. Каменского «Паровоз­ ная обедня». Он хвалит дальневосточные фельетоны Н. Асеева и т. д. . Доказательством внимания и интереса Луначарского к культурной жизни периферии является и его отзыв о первом номере журнала «Сибирские огни»2. На машинописном экземпляре этой заметки имеется надпись «Ярославскому». Возможно, что Ем. Ярославский, как один из редакторов журнала, прислал Луна­ чарскому первый номер с просьбой высказать свое мнение. В своем одобрительном отзыве Луначарский говорит с похвалой обо всех основных разделах журнала. Наиболее сдержанно оценивает он раздел беллетри­ стики. , Из статей, появившихся в первой номере «Сибирских огней», Луначарский особенно выделяет статью В. Правдухйна «Искусство в стихии революции». Ста­ тья привлекла сочувственное внимание ЛуВачарского тем, что касалась тех же важных вопросов, которые многократно ставил и разрабатывал он сам, и освеща­ ла их в том же направлении. Это были вопросы о познавательной и социально-ор- ганизующей роли искусства, о его воздействии на жизнь, о взаимоотношении ■ «Печать и революция» 1921, № 2, стр. 224. 2 Машинописный текст этого отзы ва хранится в Центральном партийном архиве Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС, ф. 142, оп. 1, ед. хр. 157, л . 1. Впервые опубликован в га зе ­ те «Советская Сибирь» , 1922 г., № 87 от 22 апреля.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2