Сибирские огни, 1962, № 3
игт (М )г ? А '1 /,м 0 & //Я с М А. П. Луначарский о ж у р н а л е „Сибирские огни 66 А. В. Луначарский в одной из своих статей рассказывает, как в первые послеоктябрьские годы он пришел к В. И. Ленину посоветоваться о той линии, которую нужно проводить в вопросах искусства. Владимир Ильич подчеркнул не- \ обходимость наряду с заботой о сохранении всего ценного в старом искусстве под держивать то новое, что рождается под влиянием революции. Поставленный партией у руля советской культуры, А. В. Луначарский всег да помнил это указание вождя и был чрезвычайно внимателен к росткам нового в области культуры , заботясь о их развитии, оказывая им помощь и содействие. К таким росткам нового принадлежали и вызванные к жизни революцией органы печати. Луначарский очень критически относился к тем журналам и альманахам, которые оказывались слабо связанными с современной действительностью и плохо ее отражали. Об одном из таких изданий — журнале «Дом искусств» — Луначар ский писал в своей рецензии, что он «производит впечатление абсолютной ненуж ности, совершенно безразлично вышел ли этот журнал или не вышел, написаны эти стихи, повести или не написаны»1. Зато все органически выраставшее из но вой, революционной почвы Луначарский приветствовал тепло и радостно. При этом в поле его зрения находилось не только то, что происходило в Москве и в Ленинграде. При всей своей огромной занятости важнейшими госу дарственными и общественными делами он успевал следить за культурной жизнью периферии. В печати можно было встретить его отклики на то, что появлялось на местах. Например, статью «Новая поэзия», опубликованную в 1919 году в «Изве стиях», Луначарский посвящает характеристике книжечки стихов П. Орешина «Дулейка», вышедшей в Саратове. Здесь же он упоминает об издании в Иваново- ВознеСенске сборничка «Крылья свободы». Он пишет специальную рецензию на поставленную в саратовском театре им. К. Маркса пьесу В. Каменского «Паровоз ная обедня». Он хвалит дальневосточные фельетоны Н. Асеева и т. д. . Доказательством внимания и интереса Луначарского к культурной жизни периферии является и его отзыв о первом номере журнала «Сибирские огни»2. На машинописном экземпляре этой заметки имеется надпись «Ярославскому». Возможно, что Ем. Ярославский, как один из редакторов журнала, прислал Луна чарскому первый номер с просьбой высказать свое мнение. В своем одобрительном отзыве Луначарский говорит с похвалой обо всех основных разделах журнала. Наиболее сдержанно оценивает он раздел беллетри стики. , Из статей, появившихся в первой номере «Сибирских огней», Луначарский особенно выделяет статью В. Правдухйна «Искусство в стихии революции». Ста тья привлекла сочувственное внимание ЛуВачарского тем, что касалась тех же важных вопросов, которые многократно ставил и разрабатывал он сам, и освеща ла их в том же направлении. Это были вопросы о познавательной и социально-ор- ганизующей роли искусства, о его воздействии на жизнь, о взаимоотношении ■ «Печать и революция» 1921, № 2, стр. 224. 2 Машинописный текст этого отзы ва хранится в Центральном партийном архиве Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС, ф. 142, оп. 1, ед. хр. 157, л . 1. Впервые опубликован в га зе те «Советская Сибирь» , 1922 г., № 87 от 22 апреля.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2