Сибирские огни, 1962, № 3
колчаковщины, либо предусмотрительно припрятаны и частью увезены капитали стами «дружественных держав» царской эпохи, так как в Сибири не мало было вложено иностранного капитала») сменяется чувством гордости за свой богатый край, «изобилующий неисчислимым количеством ископаемых металлов и минера лов», обладающий уникальными «запасами черного, белого и зеленого угля, то есть топлива, водной энергии и энергии ветра». В них строгие статистические выкладки и бесстрастные таблицы уступают место вполне обоснованным оптими: стическим прогнозам, исполненным высокой романтики. Нет, все-таки очень полезно порою заглянуть в казалось бы не так уж дале кое прошлое, чтобы совсем по-иному увидеть сегодняшний день! Откройте вместе с нами пожелтевшие страницы старого журнала и убедитесь, как ставшее при вычным, обыденное, повседневное способно вновь и вновь вызывать радостное изумление. Нам, незримо опутанным с ног до головы электрической «обслугой», плохо представляющим, как это в наши дни мир выглядел бы без троллейбуса и элект робритвы, телевизора и стиральной машины, разноцветных огней реклам и хо лодильника, считающим в порядке вещей, когда от Москвы до Иркутска (пять- тысяч километров с гаком!) нас мчат по железной дороге электровозы , почти не возможно предположить, что когда-то всего этого просто не было. Совсем. Совер шенно! Мы знаем, что действительно существовали некогда пяти-, семи- и более линейные керосиновые лампы, что утюг, черный, а не блестящий никелем, начи нялся древесным углем и «раскочегаривался» без всяких терморегуляторов до за данной точки нагрева. Мы твердо убеждены, что век электричества наступил в общем-то совсем недавно... Но что поделаешь с самим собой! Проверьте себя. Разве не вызовут у вас улыбки «суммарные данные по 26 главным городам Си бири» о состоянии энергетического хозяйства в 1922 году? «Всего двигателей — 129. Их мощность в лошадиных силах — 14224. Чис ло генераторов тока (т. е. динамо-машин, которые приводятся двигателями) — 124. Их мощность в киловаттах — 5955. Двигатели распределяются на следующие группы: На всю Сибирь — неполных шесть тысяч киловатт! Да, сегодня это кажется смешным. Сорок лет назад это было трагедией ко лоссальнейшего края. «...Мы видим в Сибири старое оборудование, кстати сказать, совсем изно шенное, — сетовал экономист.— Электрическую энергию наших городов нельзя или слишком невыгодно потреблять для промышленных целей. При такой малой мощности мы имеем непомерно большое число установок, — совершенно не эко номичных, не соответствующих целесообразному использованию топлива, имею щегося в наличии на местах потребления. Как общее правило, в наших городах не хватает энергии даже для освещения и она непомерно дорога...» Уэллс увидел Россию во мгле. Он не был в ту пору в Сибири. А здесь для его скептицизма имелось куда больше оснований: Сибирь леж ала во тьме кро мешной. И в то же время Сибирь не испытывала недостатка в оптимистах, увлечен ных грандиознейшими планами «кремлевского мечтателя»! Оптимисты из Томско го Технологического института, из губернских комиссий по электрификации СибГОЭЛРО, немногочисленные специалисты без устали считали скудные энерге тические ресурсы Сибири, радуясь каждому киловатту обнаруженной мощности, и видели, отчетливо видели Сибирь, залитую электрическими огнями от края и до- края. Тщательнейшее обследование на территории Томской, Иркутской, Семипа- Паровых машин и локомобилей Паровых турбин Водяных турбин Двигателей внутреннего сгорания 94 10 3 44...»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2