Сибирские огни, 1962, № 3

колчаковщины, либо предусмотрительно припрятаны и частью увезены капитали­ стами «дружественных держав» царской эпохи, так как в Сибири не мало было вложено иностранного капитала») сменяется чувством гордости за свой богатый край, «изобилующий неисчислимым количеством ископаемых металлов и минера­ лов», обладающий уникальными «запасами черного, белого и зеленого угля, то есть топлива, водной энергии и энергии ветра». В них строгие статистические выкладки и бесстрастные таблицы уступают место вполне обоснованным оптими: стическим прогнозам, исполненным высокой романтики. Нет, все-таки очень полезно порою заглянуть в казалось бы не так уж дале­ кое прошлое, чтобы совсем по-иному увидеть сегодняшний день! Откройте вместе с нами пожелтевшие страницы старого журнала и убедитесь, как ставшее при­ вычным, обыденное, повседневное способно вновь и вновь вызывать радостное изумление. Нам, незримо опутанным с ног до головы электрической «обслугой», плохо представляющим, как это в наши дни мир выглядел бы без троллейбуса и элект­ робритвы, телевизора и стиральной машины, разноцветных огней реклам и хо­ лодильника, считающим в порядке вещей, когда от Москвы до Иркутска (пять- тысяч километров с гаком!) нас мчат по железной дороге электровозы , почти не­ возможно предположить, что когда-то всего этого просто не было. Совсем. Совер­ шенно! Мы знаем, что действительно существовали некогда пяти-, семи- и более линейные керосиновые лампы, что утюг, черный, а не блестящий никелем, начи­ нялся древесным углем и «раскочегаривался» без всяких терморегуляторов до за­ данной точки нагрева. Мы твердо убеждены, что век электричества наступил в общем-то совсем недавно... Но что поделаешь с самим собой! Проверьте себя. Разве не вызовут у вас улыбки «суммарные данные по 26 главным городам Си­ бири» о состоянии энергетического хозяйства в 1922 году? «Всего двигателей — 129. Их мощность в лошадиных силах — 14224. Чис­ ло генераторов тока (т. е. динамо-машин, которые приводятся двигателями) — 124. Их мощность в киловаттах — 5955. Двигатели распределяются на следующие группы: На всю Сибирь — неполных шесть тысяч киловатт! Да, сегодня это кажется смешным. Сорок лет назад это было трагедией ко­ лоссальнейшего края. «...Мы видим в Сибири старое оборудование, кстати сказать, совсем изно­ шенное, — сетовал экономист.— Электрическую энергию наших городов нельзя или слишком невыгодно потреблять для промышленных целей. При такой малой мощности мы имеем непомерно большое число установок, — совершенно не эко­ номичных, не соответствующих целесообразному использованию топлива, имею­ щегося в наличии на местах потребления. Как общее правило, в наших городах не хватает энергии даже для освещения и она непомерно дорога...» Уэллс увидел Россию во мгле. Он не был в ту пору в Сибири. А здесь для его скептицизма имелось куда больше оснований: Сибирь леж ала во тьме кро­ мешной. И в то же время Сибирь не испытывала недостатка в оптимистах, увлечен­ ных грандиознейшими планами «кремлевского мечтателя»! Оптимисты из Томско­ го Технологического института, из губернских комиссий по электрификации СибГОЭЛРО, немногочисленные специалисты без устали считали скудные энерге­ тические ресурсы Сибири, радуясь каждому киловатту обнаруженной мощности, и видели, отчетливо видели Сибирь, залитую электрическими огнями от края и до- края. Тщательнейшее обследование на территории Томской, Иркутской, Семипа- Паровых машин и локомобилей Паровых турбин Водяных турбин Двигателей внутреннего сгорания 94 10 3 44...»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2