Сибирские огни, 1962, № 2
без страдания. Только выстраданная ра дость — радость подлинная, настоя щая. В этом идея и в этом смысл его пьесы... На репетициях «Розы и креста» мне приходилось бывать не очень часто, но я усиленно занимался голосом. До сих пор у меня в ушах звучит мотив песен ки Алискана: «День веселый, час блаженный. Н ежная весна ... Стукнул перстень драгоценный В переплет окн а» . Музыку писал М. Ф. Гнесин. В это время, как-то в начале 1918 года, мне попалась газета «Знамя тру да», где я впервые увидел и прочитал поэму «Двенадцать». Мало сказать, я был взволнован, я был покорен, потря сен, ошарашен! Я перечитывал поэму много раз, повторял про себя ее строки, идя по улице. Я пользовался любым случаем, чтобы прочитать ее товарищам по театру. В то время я часто выступал в кон цертах, и мне безумно хотелось читать поэму на «публике». Но я прекрасно понимал, что только в каком-нибудь спе циальном концерте можно прочитать такую объемную вещь. Я мечтал пого ворить с автором по поводу моих пла нов, как читать поэму. Блок приезжал в Москву не часто и не надолго. Однажды Станиславский позвал меня в зрительный зал, где должны были показывать ему все уже готовые декора ции «Розы и креста». Декорации были интересны, но на не которых из них лежал какой-то отпеча ток серости, мрачности, а на иных — не понятной пышности, роскоши. Стани славский стал пробовать всевозможные комбинации света, но ничего из этих проб не получилось. Как ни светили, де корации не гармонировали с внутрен ним содержанием сцен, которые они оформляли. Большую часть уже совер шенно готовых декораций Станислав ский забраковал и велел отправить в де корационные сараи. Таким образом, выпуск спектакля на публику вновь откладывался, пока, на конец, в ноябре 1918 года «Роза и крест» совсем не сошла с «репетицион ной доски»: у К. С. Станиславского зре ли новые планы. Так А. А. Блок ушел из МХТа, но он не ушел из моей жизни: во мне продол жали звучать «Двенадцать»... Конечно, тому много-много лет, но я помню, что в дни, когда окончательно решалась судьба «Розы и креста», а именно: в 1919 —20 годах, у меня и бы ла беседа с Александром Александрови чем по поводу «Двенадцати». Сохранил ся экземпляр поэмы Московского изд. «Революционный социализм», где есть отметки, по которым я и восстанавливаю некоторые детали наших разговоров. Я по порядку их и перечислю. Я сказал Александру Александрова чу, что хочу читать «Двенадцать» в кон цертах. Блок взглянул на меня вопро- сительно-ожидающе. Я стал, захлебы ваясь, восхищаться поэмой, говорил, что она гениальна, что она лучшее, что было написано о революции, что в ней потрясающая сила образности, что сти хи, форма замечательно найдена и т. д. и т. п., но что у поэмы для чтения на эстраде есть (я извинился) один суще ственный недостаток — это ее объем ность. Я сказал, что в ходе моей работы над поэмой некоторые места уже вы черкнуты. Блок тут же горячо и резко протес товал против каких бы то ни было вы черкиваний и сокращений. Он заявил, что если хорошо прочитать «Двенад цать», то их всегда будут слушать. До казательство тому — чтение Л. Д. Блок во многих аудиториях и прекрасный их прием публикой. «Но только этот прием был в 1918 году, — продолжал Блок.— А как теперь? Не миновал ли у аудито рии интерес к теме, да и вообще следу ет ли читать «Двенадцать»? Как вы ду маете?» — спросил он. Я не понял, почему, собственно, не «следует», и ничего не ответил. Дальше я спросил, могу ли читать некоторые строфы почти напевая. Например: «Как пошли наши ребята В Красной гвардии служить, В Красной гвардии служить — Буйну голову сложить...» и до конца этой строфы. Причем пение сначала слышится как бы издали, потом усиливается вплоть до «Мы на горе всем буржуям Мировой пожар раздуем , Мировой пожар в крови, Господи, благослови!» Последнее с каким-то «будь, что будет!»- — все равно, — начнем! — на выдохе... Блок попросил только наметить, как я предполагаю это сделать. Я вполголо са пропел... Он задумался. — Не возражаю... В общей картине, может быть, даже хорошо. Было еще три таких места. Конец восьмой строфы «Упокой, господи, ду шу рабы твоея...» взяты из службы за упокойной литургии, и я предложил прочитать эту строку' речитативно, как идет мелодия этих слов в литургии. Так как слова «Вперед, вперед, вперед, ра бочий народ» сочетаются с революцион ным настроением «Двенадцати», прямо с предшествующими словами «Шаг дер жи революционный! Близок враг неуго монный!», а одиннадцатая строфа вся идет в маршеобразном ритме, то я пред ложил прочитать их речитативом на ме лодию припева «Марсельезы».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2