Сибирские огни, 1962, № 2

торы подменил я. Делайте со мной что хотит^, но Зуев тут ни при чем... А в последний день практики, когда мы будем уходить с автобазы, Лагутин подойдет ко мне, протянет руку и ска­ жет: — Спасибо! Я пожму его руку и отвечу: — И вам спасибо». «Крош, ты наивен», — сказал бы под­ наторевший в житейских делах Игорь, подслушав эти мысли. Читатель, вовсе не разделяющий мещанского практициз­ ма Игоря, тоже не может не подивиться ноткам прекраснодушия, отчетливо зву­ чащим в Сергеевом рассуждении. А ме­ жду тем, не так ли именно разрешаются подобные ситуации во многих детских книгах! Не случалось ли нам самим не раз читать о закоренелых преступниках, чудесно перерождающихся под влияни­ ем благородных слов, сказанных поло­ жительным героем в надлежащем месте, при надлежащих обстоятельствах и с надлежащей патетикой? Вероятно, Крош тоже читал в детстве подобные книги. Но не только отзвук прекраснодушной наивности слышится в его рассуждени­ ях. В них и глубокая вера, что человек, как бы плох он ни был, не безнадежен: в нем можно пробудить настоящее, чело­ веческое. Другое дело, что происходит это не столь легко и гладко, как понача­ лу предполагает Крош. На первых порах героя ждет разо­ чарование. Лагутин не только не при­ знает свою вину — он пытается обер­ нуть разговор Сергея против него самого и против Зуева. И как будто ему это удается. Другой бы на месте Сергея разуверился в людях, пошел по легкой и спокойной дорожке Игоря, который даже за свои ошибки умудряется снискать по­ хвалу. Но тацрв уж Крош — прямой, смелый, упрямо верящий в истинность своих взглядов. Жизнь обогащает его знания о людях, разочарования учат быть более трезвым — но не более. В корне изменить направленность его лич­ ности они не могут. Лагутин оказался на поверку гораздо опаснее и гаже, чем Крош предполагал. Но разве это повод для пессимизма? В конце концов, как мы видим, прав ока­ зывается Крош. Только с Лагутиным потребовался иной разговор. Взьшать к его совести было уже бесполезно. А вот стоило припереть его к стенке неопро­ вержимыми уликами — и страх ответст­ венности перед людьми вмиг сбил всю его самоуверенную спесь. Правда, и тог­ да Лагутин не отыскал в себе мужества открыто признать собственную вину, а трусливо подкинул амортизаторы в чу­ лан. Но разоблачение сделало свое дело. Не беда, что Лагутин не «перестраи­ вается» в мгновение ока, — тем убеди­ тельнее выглядит начавшийся в нем по­ ворот к честной жизни. И тем больше будет гордиться Крош своей первой — пусть и небольшой — победой в борьбе за Человека. Не потому ли, в отличие от претенци- озно-напыщенных фраз диковского «ди­ плома», столь впечатляюще и значитель­ но звучат со страниц книги А. Рыбакова слова доброго напутствия, сказанные ге­ рою директором автобазы: «Молодец, Крош! Честный парень! Давай, Крош, действуй!» О повести Г. Михасенко «Кандаур- ские мальчишки» сказано немало доб­ рых слов. К сожалению, обычно говорят о ней, как о любом другом произведе­ нии, забывая порой взглянуть на по­ весть не только как на книгу о детях, но и как на книгу для детей. Герои повести — Мишка Нефедов, Шурка, Колька, Петька по прозвищу «лейтенант», Витька с Толей — помога­ ют в трудное военное время взрослым, взявшись пасти колхозных овец. Ска­ зать, что повесть воспитывает в детях любовь к труду, что она увлекательно рассказывает о труде ребят, — значит сказать очень мало. Главное достоинство «Кандаурских мальчишек» — правди­ вость. Именно благодаря этому качеству, роднящему повесть с лучшими произве­ дениями нашей детской литературы, она выполняет свою воспитательную задачу.- В повести нет ничего необыкновенно­ го, исключительного. Напротив. Война войной, но детство ребят шло своей чередой, и взрослые всячески старались сберечь его, охранить, не омрачить ни­ чем. Девяти-десятилетние жители Канда- ура и в войну остаются обыкновенными мальчишками — озорными, проказливы­ ми, жизнерадостными. Им ничего не сто­ ит из бездушного озорства разобрать сруб новой бани у Марфы Граммофони- хи или перепугать ее до полусмерти. И в то же время они чрезвычайно отзыв­ чивы. Достаточно вспомнить, как пере­ живают ребята гибель Хромушки, заре­ занной Тихоном Мезенцевым, как чутко относятся они к Витьке и Тольке, когда у них умирает мать. Сама действительность, порой суро­ вая, становится воспитателем растуще­ го поколения. По мере того, как ребята ' все больше сталкиваются с трудом, жиз­ нью, заботами взрослых, им полнее рас­ крывается большой и сложный мир че­ ловеческих взаимоотношений, они при­ учаются радоваться добру, распознавать и ненавидеть зло. Они начинают пони­ мать — а это и есть самое важное,— что в жизни далеко не все так просто и ясно, как кажется поначалу. Мишкины друзья недолюбливали Витьку и Тольку вместе с их матерью — болезненной и, по их представлениям, злой Кожихой. А жизнь показала, что Витька и Толь- ка — чудесные мальчишки, верные дру­ зья, да и сама Кожиха в сущности — добрая, славная женщина. А сколько зла причинили ребята Мар­ фе Граммофонихе, считая, по простоте

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2