Сибирские огни, 1962, № 2
казать психологическое значение приоб щения ребят к общественно полезному труду, донеси он до юного читателя ра дость труда, его романтику, его эстети ческое содержание. Писатель не сделал и этого, сведя, по сути, основную проб лематику повести к добыванию при помо щи труда продуктов для шалашного обе да. А уж о более широком познании жи зни героями и говорить нечего. Что узна ли они о людях, о сложности их взаимо отношений, какие новые моральные качества приобрели? Неужели можно всерьез говорить о сдвигах в сознании и характере человека, научившегося рука ми вытаскивать окуней из-под прибреж ных коряг и ворошить палкой муравь иную кучу, глубокомысленно наблюдая смятение насекомых? А ведь возможности перевести разго вор в более серьезную плоскость, даже при избранном им сюжете, у Дика были. Ребят поджидали в лесу не одни благо придуманные, но также и реальные труд ности. Еще более сложные задачи могла предложить им жизнь дачного поселка и колхоза. Но автор прошел мимо всего этого, даже мимо им самим намеченных образов — двух лоботрясов «На-Гари- ков», рабочих-строителей Петьки и Миш ки, одноглазого завхоза. «Перевоспита ние» Лешки происходит в книге удиви тельно легко и гладко, вроде бы тоже как по волшебству. Такая книга может развлечь. Но как она может воспитывать, то есть — учить жизни? В числе героев-школьников повести А. Рыбакова «Приключения Кроша» есть некая Инна Макарова. О ней извест но, что она вместе со своей подругой Се- мечкиной и двумя ребятами работала во время практики в столярном цехе ав тобазы. И еще, что она считала себя литератором по призванию и писала... детские рассказы. Рассказы эти имели одну особенность — все они заканчива лись фразой: «Занималась заря...» Сюжеты их были таковы: ...Мальчик, сирота, нашел своих па пу и маму. Они плачут, целуются, выхо дят на улицу... «Занималась заря...» Другой мальчик, порядочный лодырь, перевоспитался. Первый раз в жизни сделал уроки и счастливый вышел на улицу... «Занималась заря...». Третий мальчик, первый ученик, отор вался от коллектива. На собрании его прорабатывают, он осознает свои ошиб ки. Все, довольные, выходят на улицу... «Занималась заря...» «Приключения Кроша» были опубли кованы в 1960 году. Год спустя в Ново сибирске вышла 9-я книга альманаха для детей «Золотые искорки». Читая напечатанные в альманахе рассказы, убеждаешься, что Инна Макарова — лицо не выдуманное. Мальчик Ленька косил с дедом луг. В соседней бригаде простаивали косилки, а у деда оказались свободные лошади. Ленька попросил деда дать лошадей в соседнюю бригаду. А когда стал соби раться дождь и надо было срочно за скирдовать накошенное сено, соседняя бригада пришла и помогла деду и Лень ке. (А. Сибиряк, «На покосе»). ••■Другой мальчик, Сеня Рыжиков, не ходил на лыжные тренировки. Он видел на соревнованиях, как лыжники пили ка као, и решил, что какао поможет ему по бить сверстников. Во время кросса ок поставил на дистанции братишку и сес тру Нинку с термосами, но какао не по могло. Огорченный, Сеня уходит домой. «— Ты куклу завтра починишь?— е надеждой спросила Нинка. — Некогда мне, — мрачно огрызнул ся Сеня. — Завтра надо на тренировку.» (П. Болдырев, «Глоток какао»), ...Третий мальчик, Фонька Тяпкин, плохо копал ямки под саженцы. Когда товарищи заметили ему, что ямки малы, он велел им посмотреть на ямки через увеличительное стекло. За обедом ребята решили проучить Фоньку, положили в его тарелку микроскопическую порцию. «— Вы... что?.: С-смеетесь? Я коте нок, по-вашему?— обиделся Фонька. Ребята поднесли ему к носу увеличи тельное стекло и сказали: — А ты посмотри, посмотри. Разве это мало?..» (А. Канунов, «Увеличи тельное стекло»). В «Золотых искорках» напечатано семь рассказов. Заслуживает внимания лишь один из них — рассказ Е. Павли- ченко «Ради земли родной». К шести ос тальным так и напрашивается сакрамен тальная концовка: «Занималась заря». Поистине, трудно более метко, чем сде лал это Рыбаков, высмеять иных дет ских писателей, то ли просто оторвав* ышхся от жизни, то ли всерьез считаю щих, что именно схематичные, надуман ные, голо-назидательные книги как раз и нужны детям. Пора понять, что авторитетом у юно го читателя по праву пользуется лишь литература, свободная от навязчивого ди дактизма, отражающая жизнь во всей ее полноте и сложности, литература, авто ры которой не боятся серьезности по ставленных перед читателями проблем,, не обходят острых углов. Показательный пример — уже упомя нутая повесть А. Рыбакова или получив шая всесоюзное признание повесть Г. Михасенко «Кандаурские мальчиш ки». III «Приключения Кроша» по теме, по идейной направленности явно перекли каются с повестью И. Дика. Но это сов падение лишь еще более подчеркивает разницу двух книг. То, что не удалось И. Дику, думается, в значительной мере
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2