Сибирские огни, 1962, № 2

как книги А. С. Макаренко, явились в конечном счете плодом удивительной выдумки этого человека, ибо были худо­ жественным осмыслением и закреплени­ ем смелого, рожденного творческой фан­ тазией воспитателя эксперимента. И ес­ ли уж в чем упрекать Дика, так прежде всего в том, что он п л о х о в ы д у м а л свою книгу. Писатель не нашел той един­ ственно верной, убедительной мотиви­ ровки всему случившемуся с героями, которая, связав отдельные эпизоды по­ вести в нерасторжимое целое и породив новые, отсутствующие теперь в книге эпизоды, воздействовала бы на читателя с неотразимой силой жизненной досто­ верности. О повести И. Дика можно сказать: та­ кое в жизни, конечно, могло случиться, — чего, в самом деле, не бывает! Но о ней нельзя сказать, как мы говорим по поводу действительно художественных реалистических созданий: «Возможно, автор все это и придумал, но мы, чита­ тели, верим — при сложившихся обстоя­ тельствах именно так и должно было стать, так н е м о гл о не стать!» Вот почему в повести «В дебрях Ка- ра-Вумбы», при всей ее занимательно­ сти, явно преобладает облегченный, на­ рушающий большую правду искусства показ жизни. В самом деле, если нельзя ничего воз­ разить против желания писателя поста­ вить своих героев вне родительской опе­ ки, так сказать, один на один с действи­ тельностью, то мотивировка, при помо­ щи которой он этого добивается, не мо­ жет не удивить своей натянутостью и антипедагогичностью. Конечно, Юрке, как и любому маль­ чишке в его возрасте, могла прийти в го­ лову такая нелепая мысль — самому «добыть» себе жизненные сложности и трудности. «Слушай!— обращается он к Лешке.— Ну, зачем мы сюда приехали? Я считаю, что мы приехали сюда для того, чтобы закалять и вырабатывать характер. Так? А характер вырабатывается в борьбе с жизненными трудностями. Теперь даль­ ше: сейчас у нас нет жизненных труд­ ностей, но мы их можем сразу добыть». И на вопрос Лешки, как это сделать, от­ вечает: «...Надо отказаться от всех де­ нег, которые у нас есть, от помощи пап и мам, и надо начать самостоятельную жизнь». Не напоминает ли это старую исто­ рию о мальчике, который, прочитав «По­ весть о настоящем человеке», из жела­ ния проверить, способен ли он к подвигу А. Мересьева, отказывался дома от пи­ щи в течение десяти дней? Сами по себе подобные ситуации, свидетельствующие о внимании писателей к детской психо­ логии, нередко встречаются в повестях и рассказах. Но используют их лишь за­ тем, чтобы, развенчав подобное искус­ ственное геройство, готовить читателей к геройству настоящему, возникающему как отклик на требование жизни. Однако И. Дик поступает как раз наоборот. Его Владимир Сергеевич (по мысли ав­ тора, старший друг и мудрый наставник ребятишек) вместо того, чтобы тактично высмеять детское фрондерство Юрки, вдруг, вопреки логике и здравому смыс­ лу, подхватывает дикую затею. С его по­ мощью на привезенные из Москвы при­ пасы накладывается строжайшее «табу», а ребята и сам Владимир Сергеевич пе­ реходят на подножный корм. Нельзя сказать, чтобы автор не чув­ ствовал всю нелепость положения, в ка­ кое он поставил своих героев. Иначе за­ чем бы ему сразу вслед за первым «чу­ дом» немедленно вызывать на помощь второе! Так, на выручку голодающим ре­ бятам, словно по мановению волшебной палочки, являются мамы и расстилают перед ними скатерть-самобранку с мос­ ковскими деликатесами. Уезжают ма­ мы — их роль берет на себя добрый председатель колхоза Коляскин. А то обстоятельство, что мальчики оказыва­ ются в конце концов работающими на стройке колхозного клуба, возникает как бы само по себе. Во всяком случае оно могло быть мотивировано десятками бо­ лее естественных причин. Обрывается повесть не менее нео­ жиданно. Ребята думали провести в ша­ лаше весь остаток лета, однако Влади­ мира Сергеевича спешно вызывают в Красноярск. И создается впечатление, что автор, окончательно запутав путе­ водную нить повествования, просто не знает, как ему быть с героями дальше. Повесть И. Дика не имеет логически не­ избежного конца. Но надо подвести ито­ ги. Так появляются в повести «дипломы воспитанников Кара-Вумбской школы жизни». Чему же их научила эта «школа»? «Настоящим подтверждается то, что Юрий Иванович Попов прошел полный курс шалашной жизни первой ступени. Им освоены следующие предметы: при­ готовление пищи, отгонка лошадей в но­ чное, помощь в строительстве домов, на­ учно-исследовательская работа в обла­ сти муравьиных куч, рыбная ловля ру­ ками. Товарища Попова н е о б х о д и мо с ч и т а т ь ч е л о в е к о м , п р и г о д ­ н ы м д л я с а м о с т о я т е л ь н о г о с у щ е с т в о в а н и я » (разрядка моя. — И. М.). Нет, читатель не может принять всерьез заключение автора. Смехотвор­ но бедна эта «Кара-Бумбская школа жизни» в сравнении хотя бы с той, что проходят на страницах многих детских книг сверстники Юрия Попова и Алек­ сея Кузькина — Борис Гориков и Сере­ жа Щебачев, катаевский Ваня Солнцев и герои «Дорогих моих мальчишек» Л. Кассиля, персонажи повестей Н. Но­ сова и Дубравка Р. Погодина. Было бы неплохо, сумей И. Дик пе-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2