Сибирские огни, 1962, № 2
как книги А. С. Макаренко, явились в конечном счете плодом удивительной выдумки этого человека, ибо были худо жественным осмыслением и закреплени ем смелого, рожденного творческой фан тазией воспитателя эксперимента. И ес ли уж в чем упрекать Дика, так прежде всего в том, что он п л о х о в ы д у м а л свою книгу. Писатель не нашел той един ственно верной, убедительной мотиви ровки всему случившемуся с героями, которая, связав отдельные эпизоды по вести в нерасторжимое целое и породив новые, отсутствующие теперь в книге эпизоды, воздействовала бы на читателя с неотразимой силой жизненной досто верности. О повести И. Дика можно сказать: та кое в жизни, конечно, могло случиться, — чего, в самом деле, не бывает! Но о ней нельзя сказать, как мы говорим по поводу действительно художественных реалистических созданий: «Возможно, автор все это и придумал, но мы, чита тели, верим — при сложившихся обстоя тельствах именно так и должно было стать, так н е м о гл о не стать!» Вот почему в повести «В дебрях Ка- ра-Вумбы», при всей ее занимательно сти, явно преобладает облегченный, на рушающий большую правду искусства показ жизни. В самом деле, если нельзя ничего воз разить против желания писателя поста вить своих героев вне родительской опе ки, так сказать, один на один с действи тельностью, то мотивировка, при помо щи которой он этого добивается, не мо жет не удивить своей натянутостью и антипедагогичностью. Конечно, Юрке, как и любому маль чишке в его возрасте, могла прийти в го лову такая нелепая мысль — самому «добыть» себе жизненные сложности и трудности. «Слушай!— обращается он к Лешке.— Ну, зачем мы сюда приехали? Я считаю, что мы приехали сюда для того, чтобы закалять и вырабатывать характер. Так? А характер вырабатывается в борьбе с жизненными трудностями. Теперь даль ше: сейчас у нас нет жизненных труд ностей, но мы их можем сразу добыть». И на вопрос Лешки, как это сделать, от вечает: «...Надо отказаться от всех де нег, которые у нас есть, от помощи пап и мам, и надо начать самостоятельную жизнь». Не напоминает ли это старую исто рию о мальчике, который, прочитав «По весть о настоящем человеке», из жела ния проверить, способен ли он к подвигу А. Мересьева, отказывался дома от пи щи в течение десяти дней? Сами по себе подобные ситуации, свидетельствующие о внимании писателей к детской психо логии, нередко встречаются в повестях и рассказах. Но используют их лишь за тем, чтобы, развенчав подобное искус ственное геройство, готовить читателей к геройству настоящему, возникающему как отклик на требование жизни. Однако И. Дик поступает как раз наоборот. Его Владимир Сергеевич (по мысли ав тора, старший друг и мудрый наставник ребятишек) вместо того, чтобы тактично высмеять детское фрондерство Юрки, вдруг, вопреки логике и здравому смыс лу, подхватывает дикую затею. С его по мощью на привезенные из Москвы при пасы накладывается строжайшее «табу», а ребята и сам Владимир Сергеевич пе реходят на подножный корм. Нельзя сказать, чтобы автор не чув ствовал всю нелепость положения, в ка кое он поставил своих героев. Иначе за чем бы ему сразу вслед за первым «чу дом» немедленно вызывать на помощь второе! Так, на выручку голодающим ре бятам, словно по мановению волшебной палочки, являются мамы и расстилают перед ними скатерть-самобранку с мос ковскими деликатесами. Уезжают ма мы — их роль берет на себя добрый председатель колхоза Коляскин. А то обстоятельство, что мальчики оказыва ются в конце концов работающими на стройке колхозного клуба, возникает как бы само по себе. Во всяком случае оно могло быть мотивировано десятками бо лее естественных причин. Обрывается повесть не менее нео жиданно. Ребята думали провести в ша лаше весь остаток лета, однако Влади мира Сергеевича спешно вызывают в Красноярск. И создается впечатление, что автор, окончательно запутав путе водную нить повествования, просто не знает, как ему быть с героями дальше. Повесть И. Дика не имеет логически не избежного конца. Но надо подвести ито ги. Так появляются в повести «дипломы воспитанников Кара-Вумбской школы жизни». Чему же их научила эта «школа»? «Настоящим подтверждается то, что Юрий Иванович Попов прошел полный курс шалашной жизни первой ступени. Им освоены следующие предметы: при готовление пищи, отгонка лошадей в но чное, помощь в строительстве домов, на учно-исследовательская работа в обла сти муравьиных куч, рыбная ловля ру ками. Товарища Попова н е о б х о д и мо с ч и т а т ь ч е л о в е к о м , п р и г о д н ы м д л я с а м о с т о я т е л ь н о г о с у щ е с т в о в а н и я » (разрядка моя. — И. М.). Нет, читатель не может принять всерьез заключение автора. Смехотвор но бедна эта «Кара-Бумбская школа жизни» в сравнении хотя бы с той, что проходят на страницах многих детских книг сверстники Юрия Попова и Алек сея Кузькина — Борис Гориков и Сере жа Щебачев, катаевский Ваня Солнцев и герои «Дорогих моих мальчишек» Л. Кассиля, персонажи повестей Н. Но сова и Дубравка Р. Погодина. Было бы неплохо, сумей И. Дик пе-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2