Сибирские огни, 1962, № 2

ткизни, самое ценное, что нужно взять с собой в. дорогу растущему человеку. Да, рассказ Р. Погодина не призывает юного читателя подражать хрестоматий­ ным «добродетелям» засахаренных пай- мальчиков и пай-девочек. Он не «учит» аккуратно ходить в школу и приносить в дневнике только «пятерки». Он учит, однако, большему. Учит жизни, ее по­ ниманию, любви и вниманию к людям, радостному удивлению перед безгранич­ но сложным и безгранично пре­ красным миром людей и приро­ ды. Он воспитывает Ч е л о в е к а . И по­ тому попутно решает те частные и в ко­ нечном счете второстепенные задачи, которые иные авторы детских книг пы­ таются порой выдать за главные, обра­ щают в самоцель. Вот почему рассказы молодого писате­ ля Р. Погодина неизменно встречают одобрение юных читателей. Писатель не уходит от действительной жизни, от ост­ рых и волнующих тем, не сглаживает противоречий, не отступает от правды характеров. Он говорит с читателем серьезно, как с равным, обо всем, что может волновать и занимать его в 11 — 14 лет, с чем сам читатель постоян­ но сталкивается в жизни. Кажется, никто не станет оспаривать аксиому, что в подлинно художественном произведении пальма первенства всегда остается за п р а в д о й ж и з н и . Но, как ни парадоксально, именно вопрос о прав­ дивом отражении действительности в детской литературе всегда был и до сих пор остается предметом самых горячих споров. Нельзя не радоваться тому, что мно­ гие современные авторы детских книг смело пускаются на поиски новых, более совершенных форм для выражения жиз­ ненного содержания своих произведений, стремятся к литературе действительно реалистичной и многообразной, увлека­ тельной и вместе с тем серьезной по глубине и значимости затрагиваемых проблем. Помимо книжек Р. Погодина, можно было бы назвать десятки других, вышедших за последнее время, обратив­ ших на себя внимание, принадлежащих перу как писателей старшего поколения, так и едва начинающих свой путь в дет­ ской литературе. Тут и «Приключения Кроша» А. Рыбакова, и «Кандаурские мальчишки» Г. Михасенко, рассказы А. Мошковского и Ю. Томана, произве­ дения тульского прозаика И. Минутко и сибиряка Ю. Магалифа — все по-разно- му талантливое, не свободное от недо­ статков, однако исполненное чувства но­ вого, неизменно подкупающее' своей до­ стоверностью, своей связью с живой действительностью. И все же, когда в конце 1960 года Л. Исарова в статье «Всегда ли нужна «возрастная специфика»? («Вопросы ли­ тературы», 1960, № 9) гневно ополчилась на книги, «облегченные до предела со­ гласно требованиям «возрастной специ­ фики», когда она протестовала против разграничения — «что можно и что нель­ зя знать о жизни и людях детям опреде­ ленного возраста», — ее пафос можно было понять и разделить. Он был про­ диктован нелицемерной тревогой за судь­ бы большой детской литературы. Ошиб­ ка Л. Исаровой заключалась не в анти­ педагогической якобы направленности ее критических высказываний, а в порож­ денной теоретическим неведением по­ пытке выплеснуть вместе с водой и ре­ бенка: заодно с неправильным толкова­ нием «возрастной специфики» избавить­ ся от самого термина, имеющего, конеч­ но же, вполне определенное и оправдан­ ное жизнью содержание. Последнее об­ стоятельство помешало молодому крити­ ку развернуть сколько-нибудь убедитель­ ную и плодотворную положительную про­ грамму. Но в критической части своего выступления Л. Исарова была, безуслов­ но, права. II В этом нетрудно убедиться, непосред­ ственно обратившись к книгам детских писателей. ...Двое московских мальчишек — Юр­ ка и Лешка — отпросились на несколь­ ко дней из дома и, уехав в дачном по­ езде на Оку, начали самостоятельное — без пап и мам — существование. Тако­ ва завязка повести И. Дика «В дебрях Кара-Бумбы». Дик — талантливый, интересный писа­ тель. И повесть его отнюдь не принадле­ жит к слабейшим образцам детской лите­ ратуры. Она весела, остроумна, написа­ на со знанием ребячьей психологии. В ней отчетливо ощутимы традиции гайда­ ровской романтики и лиризма. И, кроме того, она — не развлекательное чтение. Она претендует на постановку больших и важных проблем о связи воспитания с жизнью, о цели и смысле существова­ ния человека на земле. Однако никакие удачные частности не в состоянии спасти целого, когда оно ба­ зируется на ложном основании. Именно к этому выводу приходишь, думая, по­ чему талантливо написанная книга, ра­ дуя в чтении, оставляет ощущение ост­ рой неудовлетворенности, когда закры­ ваешь последнюю страницу. Некоторые критики главную беду пи­ сателя видят в том, что И. Дик в ы д у ­ м а л свою повесть. Находились даже та­ кие, что советовали писателю самому по­ ехать с ребятами Юркиного возраста в походы. Такие рецепты по меньшей мере наивны. А. Гайдар в ы д у м а л тимуровцев и их игру. Но это не поме­ шало книге увлечь десятки миллионов ребячьих сердец, воспитать не одно по­ коление замечательных советских ребят. Даже такие «документальные». вещи,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2