Сибирские огни, 1962, № 2
ткизни, самое ценное, что нужно взять с собой в. дорогу растущему человеку. Да, рассказ Р. Погодина не призывает юного читателя подражать хрестоматий ным «добродетелям» засахаренных пай- мальчиков и пай-девочек. Он не «учит» аккуратно ходить в школу и приносить в дневнике только «пятерки». Он учит, однако, большему. Учит жизни, ее по ниманию, любви и вниманию к людям, радостному удивлению перед безгранич но сложным и безгранично пре красным миром людей и приро ды. Он воспитывает Ч е л о в е к а . И по тому попутно решает те частные и в ко нечном счете второстепенные задачи, которые иные авторы детских книг пы таются порой выдать за главные, обра щают в самоцель. Вот почему рассказы молодого писате ля Р. Погодина неизменно встречают одобрение юных читателей. Писатель не уходит от действительной жизни, от ост рых и волнующих тем, не сглаживает противоречий, не отступает от правды характеров. Он говорит с читателем серьезно, как с равным, обо всем, что может волновать и занимать его в 11 — 14 лет, с чем сам читатель постоян но сталкивается в жизни. Кажется, никто не станет оспаривать аксиому, что в подлинно художественном произведении пальма первенства всегда остается за п р а в д о й ж и з н и . Но, как ни парадоксально, именно вопрос о прав дивом отражении действительности в детской литературе всегда был и до сих пор остается предметом самых горячих споров. Нельзя не радоваться тому, что мно гие современные авторы детских книг смело пускаются на поиски новых, более совершенных форм для выражения жиз ненного содержания своих произведений, стремятся к литературе действительно реалистичной и многообразной, увлека тельной и вместе с тем серьезной по глубине и значимости затрагиваемых проблем. Помимо книжек Р. Погодина, можно было бы назвать десятки других, вышедших за последнее время, обратив ших на себя внимание, принадлежащих перу как писателей старшего поколения, так и едва начинающих свой путь в дет ской литературе. Тут и «Приключения Кроша» А. Рыбакова, и «Кандаурские мальчишки» Г. Михасенко, рассказы А. Мошковского и Ю. Томана, произве дения тульского прозаика И. Минутко и сибиряка Ю. Магалифа — все по-разно- му талантливое, не свободное от недо статков, однако исполненное чувства но вого, неизменно подкупающее' своей до стоверностью, своей связью с живой действительностью. И все же, когда в конце 1960 года Л. Исарова в статье «Всегда ли нужна «возрастная специфика»? («Вопросы ли тературы», 1960, № 9) гневно ополчилась на книги, «облегченные до предела со гласно требованиям «возрастной специ фики», когда она протестовала против разграничения — «что можно и что нель зя знать о жизни и людях детям опреде ленного возраста», — ее пафос можно было понять и разделить. Он был про диктован нелицемерной тревогой за судь бы большой детской литературы. Ошиб ка Л. Исаровой заключалась не в анти педагогической якобы направленности ее критических высказываний, а в порож денной теоретическим неведением по пытке выплеснуть вместе с водой и ре бенка: заодно с неправильным толкова нием «возрастной специфики» избавить ся от самого термина, имеющего, конеч но же, вполне определенное и оправдан ное жизнью содержание. Последнее об стоятельство помешало молодому крити ку развернуть сколько-нибудь убедитель ную и плодотворную положительную про грамму. Но в критической части своего выступления Л. Исарова была, безуслов но, права. II В этом нетрудно убедиться, непосред ственно обратившись к книгам детских писателей. ...Двое московских мальчишек — Юр ка и Лешка — отпросились на несколь ко дней из дома и, уехав в дачном по езде на Оку, начали самостоятельное — без пап и мам — существование. Тако ва завязка повести И. Дика «В дебрях Кара-Бумбы». Дик — талантливый, интересный писа тель. И повесть его отнюдь не принадле жит к слабейшим образцам детской лите ратуры. Она весела, остроумна, написа на со знанием ребячьей психологии. В ней отчетливо ощутимы традиции гайда ровской романтики и лиризма. И, кроме того, она — не развлекательное чтение. Она претендует на постановку больших и важных проблем о связи воспитания с жизнью, о цели и смысле существова ния человека на земле. Однако никакие удачные частности не в состоянии спасти целого, когда оно ба зируется на ложном основании. Именно к этому выводу приходишь, думая, по чему талантливо написанная книга, ра дуя в чтении, оставляет ощущение ост рой неудовлетворенности, когда закры ваешь последнюю страницу. Некоторые критики главную беду пи сателя видят в том, что И. Дик в ы д у м а л свою повесть. Находились даже та кие, что советовали писателю самому по ехать с ребятами Юркиного возраста в походы. Такие рецепты по меньшей мере наивны. А. Гайдар в ы д у м а л тимуровцев и их игру. Но это не поме шало книге увлечь десятки миллионов ребячьих сердец, воспитать не одно по коление замечательных советских ребят. Даже такие «документальные». вещи,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2