Сибирские огни, 1962, № 2
удивительное, что и среди родителей, пе дагогов, т. е. людей, чьей непосредствен ной обязанностью является руководство детским чтением, встречается немало та ких, кого приводят в восторг беллетризо- ванные нравоучения о том, как полезно разводить кроликов и собирать металло лом, полоть грядки с капустой и помо гать маме мыть посуду, как вредно гру бить бабушке и лазить за зелеными яб локами в соседний сад. Прочтет такой наставник юношества, к примеру, рассказ Р. Погодина «Дуб равка» и схватится за голову. В самом деле, ведь этот рассказ будто специаль но разрушает все представления подоб ных людей о воспитывающей литерату ре. Героиня рассказа, именем которой он назван, и лжет (как же иначе расцени вать ее версию о том, что Валентина Григорьевна знаменитая артистка, или ее сообщение, что у Петра Петровича «пять жен. Шестую он отравил кероси ном» и вдобавок «обворовал сберкассу»!). Она и ворует (ведь цветы, которые она по ночам приносит Валентине Григорь евне, сорваны с грядок санатория учите лей), и отнюдь не уважительно относит ся к старшим (вспомним хотя бы ее по ведение по отношению к руководителю драмкружка — пожилому, заслуженно му человеку), и пользуется беспомощ ностью Утюга, отбирая у него в море надувной резиновый круг. И к этой-то озорной девчонке автор, вопреки здраво му, казалось бы, смыслу, пытается вну шить симпатию! Чему же может научить такой рас сказ? В чем, грубо говоря, его мораль? Чтобы ответить на этот вопрос, вспом ним, о чем написан рассказ. Дубравке — маленькой, быстрой, как огонь, голенастой девчонке, одиннад цать, от силы двенадцать лет. Педагоги называют этот возраст переходным «Еще йедавно Дубравка гоняла с мальчиш ками обшарпанный мячик, ходила в горы за кизилом и дикой сливой. Лазила с ни ми на заборы открытых кинотеатров, чтобы бесплатно смотреть фильм». Еще недавно было беспечальное и бездумное, озорное и безотчетное детство, когда все воспринимается как должное, весь мир, кажется, существует лишь для тебя од ного, и ты сам—в центре этого бесконеч но радостного, сказочно-прекрасного, улыбчивого, сверкающего, на потребу те бе созданного мира. «Раньше все было просто. Теперь простота ушла». Сложность, пришедшая ей на смену, заключается в том, что Дубравка начи нает размышлять о жизни и людях. Раз мышляет критически, почти как взрос лая. А поступает часто по-детски. Она поистине красива, эта девчонка, когда улыбается, думает или поет, сидя на прибрежном, влажном от морских брызг камне свою бесконечную песню— «про птичьи следы на сыром песке, кото рые смыло волной... про букашку, что сидит в водяном пузыре, оцепенев от страха... о запахе, прилетающем с го-р после дождика... о людях...» Дубравка умеет заботиться о людях, которых лю бит. И она, конечно же, красива, когда ночью тайком пробирается по карнизу в комнату Валентины Григорьевны, чтобы поставить на столик у ее кровати букет алых гвоздик, когда достает с морско го дна для Валентины Григорьевны чу десную раковину, когда спасает не уме ющего плавать и за минуту перед этим едва не побившего ее Утюга. А разве та безоглядная смелость, с которой Дубрав ка прыгает с высокой скалы в море, че рез торчащие из воды острые выступы, не красноречивое свидетельство готов ности ее к настоящему подвигу? Умом Дубравка ясно понимает, «что такое хорошо». Она сама знает, что «лю ди красивы, только когда улыбаются, думают и поют песни. Люди красивы, когда работают. А еще знала Дубравка, что особенно красивыми становятся лю ди, когда совершают подвиг». Однако Дубравка не всегда поступает сообразно этому пониманию. Некрасива она, когда злится на лю дей, мстит им. Когда «топит» в море бес помощного Утюга. Когда, «что есть мо чи, резко, как кнутом», свистит над ухом своего учителя, старого артиста. Когда в порыве детской ревности злобно наго варивает на Петра Петровича и почти в отчаянье бросает Валентине Григорьев не: — А вы... Я тоже знаю про вас. Вы такая же, как и все! Но ведь и очень хорошие люди не все гда бывают красивы. Особенно, если ясизнь представляется непонятной, враж дебной и злой. А в общем Дубравка с ее прямотой, непосредственностью, неуме нием прощать людям их слабости, с ее смелостью и кипучей энергией полно стью завоевывает наши симпатии. Она— как молодой лесок, что люди зовут дуб равкой, — крепкая, ершистая, исполнен ная свежих жизненных соков, вся уст ремленная к свету, к солнцу. Когда Дубравка, порвав с неведением детства, впервые ощутила себя м а л е н ь к о й в о г р о м н о м и, в сущности, не знакомом еще мире, ей стало «любопыт но и чуточку страшно». Так, вероятно, чувствует себя молодой зверек, покидая навсегда теплую материнскую нору и вступая в самостоятельную, таящую не исчислимые опасности и влекущую не изведанными радостями жизнь. Действи тельность оказывается на поверку слож ней и интереснее, трудней и заманчивее представлений о ней. Прошлое борется в Дубравке с настоящим, жизнь ставит все новые задачи, кажущаяся легкость их решения приводит к ошибкам, и пер вые разочарования неумолимо вносят, свои коррективы в строй неокрепшей еще души. Так возникает и накапливается о п ы т — верное понимание людей и
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2