Сибирские огни, 1962, № 2
ял, вслушиваясь, как гулкие молоточки постукивают у него в ушах,, стоял, удивляясь, что песня, которую раньше он принимал за выдумку свеей фантазии, сейчас звучит, наоборот, и громче и отчетливее. Живой человеческий голос ликует, трепещет, призывно манит кого-то к себе. Песня властвовала по ту сторону Громотухи и, словно хитростью пе решагнув через трудную преграду, сюда пробивалась уже немного уста лая, обозволенная. Но именно поэтому она особенно тянула к себе. Услы шать ближе, полнее, разгадать все слова, насладиться полной силой чув ства, заложенного в ней. Здесь где-то была головоломная крутая тропа, ведущая к запруде,- Цагеридзе впотьмах отыскал ее, но не решился спуститься — нога... И з а шагал поверху вдоль Громотухи к ее устью, откуда песня, если она все же не плод фантазии,— будет еще слышнее. Он шел на голос жизни, го лос любви, не тоскующей, одинокой, а глубоко удовлетворенной, счастли вой, и идти ему было очень легко. От «стрелки», там, где Громотуха и Читаут образовывали острый угол, он увидел маленькую красноватую звездочку костра, полускрытого со снами, и сообразил, что там ведь находится наблюдательный пункт. Но> кто дежурит сегодня — как будто Михаил Куренчанин? — Цагеридзе то чно не знал. Н аряд делал Шишкин. Песня, новая, может быть уже деся тая или двадцатая, но так же наполненная глубокой жизненной силой, лилась оттуда, от этой красноватой звездочки. «Поет девушка. Ее в ночное дежурство Семен Ильич не нарядил бы, —подумал Цагеридзе. — Значит, пришла добровольно. И эти песни тому, кто с нею у костра. Они останутся в памяти потом на всю жизнь. Второй раз так красиво и так нежно, где-нибудь в доме, уже не споешь. Слава любви!» А песни, сменяя одна другую, лились и лились, и к высокому, чистому девичьему голосу теперь иногда присоединялся и мужской голос. Но как ни напрягал свой слух Цагеридзе, отдельных слов расслышать не мог, на певы ему были мало знакомы, и он постепенно подчинился просто самому обаянию музыки, словно бы лучившейся от заречного, дальнего огонька. Он не различал подлинных слов. Каждый новый напев рождал у неге в душе собственные слова. Эти слова не всегда очень ловко и связно вхо дили в мелодию песни, проплывали в сознании только лишь временами, будто маленькие лодочки по большой воде, однако содержали в себе уди вительную силу, наполняли радостью и торжеством. Наверно, и те, кто сидел там, возле мерцающей красной звездочки, пели с таким же чувст вом, щедро его отдавая истомной, влажной ночи. Цагеридзе не мало читал и слышал рассказов о полководцах, кото рые наедине проводят в раздумьях последнюю ночь перед решительным- боем. Он был сейчас подобен такому полководцу. Упорно, долго и страст но готовил он это сражение. По всем признакам сражение наступит завтра. Но бой будет странным. Его войска — люди, рабочие, вложившие- так много тяжелого труда в свои оборонительные линии, завтра будут сто ять бездейственно, лишь наблюдая, как бешена ломится враг на их ук репления. Что может сделать человек во время уже самого ледохода! Какой неистовой, невероятной силой сумеет он сдвинуть, оттолкнуть давящие нг> дамбу, на запань ледяные поля, если они все-таки не подчинятся расче там и не пойдут за остров, в главное русло реки! Все, что можно было сделать, — сделано. Больше и не придумаешь, и не добавишь ничего. Эти груды досок, мотки стальных тросов и дина митные шашки, приготовленные за Громотухой, у верхнего конца дамбьз н против самого поселка, против запани — все это только лишь «на вся кий случай», по существу без права применения, ибо самая первая и са~
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2