Сибирские огни, 1962, № 1
Широкое использование диалога, пор третной характеристики, интерьера и пейзажа придает книге Н. Якушина1 чер ты беллетристического повествования. Отдельные ее страницы (например,, опи сание подготовки театрального пред ставления в Омской каторжной тюрь ме или истории любви Ф. Достоев ского к М. Д. Исаевой) волнуют при чтении не меньше, чем страницы рома на. И все-таки главная задача автора отнюдь не повествовательная. Н. Яку шин стремится возможно подробнее опи сать жизнь Ф. М. Достоевского в Сиби ри лишь затем, чтобы общая картина этого периода позволила яснее предста вить нам духовную эволюцию великого писателя. Мысли, взгляды, характер человека в конечном счете определяются условия ми его жизни. И Н. Якушин прав, ког да стремится раскрыть ломку обществён- но-политических взглядов Ф. М. Достоев ского путем воссоздания всей обстанов ки, в какой пришлось находиться писа телю в страшное для него десятиле тие — с 1849 по 1859 год. Для понимания причин отказа Досто евского от революционно-демократиче ских идей не достаточно лишь указать на тяжесть лишений, перенесенных пи сателем в этот период: заключение в Алексеевской равелине Петропавловской крепости, четырехлетняя каторга, сол датчина и т. п. Здесь важна любая, даже незначительная, на первый взгляд, де таль. Чрезвычайно важно, какой быт, какие люди окружали писателя, с кем он дружил, кого любил, кого ненавидел. В этом смысле весьма показателен упо минаемый самим Достоевским в «Запи сках из мертвого дома» эпизод с заявле нием арестантской «претензии» на плохую пищу. Когда Достоевский, пи тавшийся в остроге на свои деньги, при соединился к волновавшимся каторжни кам, как он сам говорил, «из товарище ства», он услышал откровенно злобную реплику: — Да какой ты нам товарищ! Хуже всего, что таково было не еди ничное, а общее мнение людей, которых Достоевский искренне любил, несчастно му положению которых глубоко сочув ствовал. Для них же, вчерашних кре стьян, он, дворянин и интеллигент, про должал и в остроге оставаться барином, человеком чуждого, враждебного мира. «Это отчуждение, — пишет Н. Яку шин,— привело писателя к глубоко не верной мысли о характере разобщенно сти народа и образованной интеллиген ции. У него рождается мысль о необхо димости для интеллигенции вернуться к «почве», к народу, отказаться от мнимо го, с его точки зрения, превосходства, 1 Н. Я к у ш и н . Достоевский в Сибири. Очерк жизни и творчества. Кемеровское книжное издательство, 1961. принять народное миросозерцание, «оп роститься и смириться». Противоречивая непоследова тель- ность мировоззрения Достоевского даже- в пору окончательного формирования его реакционной теории «почвенниче ства» объяснялась, в частности, противо речивостью влияний, испытываемых в те годы писателем. Немало волнующих страниц отведено в книге Н. Якушина описанию дружбы Ф. М. Достоевского с первым казахским просветителем Чока- ном Валихановым. Не приходится со мневаться, что близость выдающихся представителей двух братских народов была плодотворной не только для более молодого Валиханова, но и для самого Достоевского. Описания-рассказы, восстанавливаю щие шаг за шагом пребывание Достоев ского в Сибири, дают возможность даже малосведущему читателю сделать само стоятельные выводы о причинах и осо бенностях перелома в сознании писателя. И если автор все же изредка сам прибе гает к подобным выводам, то последние вытекают из нарисованной им картины столь естественно и непринужденно, столь согласуются с мнением читателя, что их «теоретичность» оказывается для читателя, почти совершенно незаметной. Должно быть, в этом и заключается наиболее привлекательная особенность избранного Н. Якушиным жанра. Обще доступность и даже беллетристичность изложения при решении исследователь ской проблемы с одновременным сохра нением высокого научного уровня — вот что делает книгу Н. Якушина инте ресной и вместе с тем полезной в позна вательном отношении. Как исследователь Н. Якушин не вы двигает какой-то своей, отличной от дру гих советских Литературоведов концеп ции в отношении сибирского периода жизни Ф. М. Достоевского. Небольшие уточнения, которые он предлагает вне сти в датировку изменения взглядов Достоевского, вряд ли имеют сколько-ни будь принципиальное1значение. Тем бо лее что границы реакционных и прогрес сивных тенденций в мировоззрении пи сателя едва ли поддаются точному оп ределению. И сам Н. Якушин не раз оговаривается, что Достоевский, являясь по сути своих лучших произведений ве ликим гуманистом, никогда не был за конченным, «махровым» реакционером. Другое дело, что сведение воедино распыленного по многочисленным источ никам материала, частью уже забытого, частью недоступного для массового чи тателя, значительно повышает и науч ную ценность книги. Ведь всякие общие выводы выглядят тем более убедитель ными, чем большим числом доказа тельств они подтверждены, чем на более полную и стройную картину они опира ются. Читая книгу Н. Якушина, начинаешь
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2