Сибирские огни, 1962, № 1
Блока, которые приводит П. Громов, ци тируя русскую реакционную критику 1900-х годов, дружно, единым фронтом от кадетской «Речи» до суворинского «Нового времени», издевавшуюся над ав тором «Балаганчика», осмелившимся вы вести на сцену «обыкновенного русского Петрушку». Об этом следует помнить тем, кто по-прежнему видит в. творчестве молодого Блока лишь цепь досадных за блуждений. Статьи П. Громова о театре Блока по ■своей внутренней теме, по способу поста новки художественных проблем органи чески связаны с его работами об искус стве советской эпохи. Исследование и оценка символистской поэзии, осущест вленные в статьях о театре Блока, ока зались возможны только в свете истори ческого опыта советской поэзии и совет ского театра. Поэтому статьи о Блоке закономерно завершают, а не открывают книгу, как следовало бы по хронологии. В предисловии к своему сборнику П. Громов приводит превосходные сло ва Александра Бестужева об ощущении истории, которую мы «видим, слышим, осязаем ежеминутно; она проницает в нас всеми чувствами». И действительно; по мере того, как одну за другой прочи тываешь статьи, собранные в этой кни ге, появляется твердая убежденность, что в самом деле история является глав ной темой этой книги, а историзм — основой критического метода. Историзм можно понимать как иллю стративность, как механическое сопо ставление хода исторических событий и движения литературы, а можно видеть в литературе живой процесс отражения и воплощения новых черт сознания и ха рактера, возникающих в результате дви жения реальных противоречий действи тельной истории. Сила и значение критических работ П. Громова именно в умении увидеть за художественной действительностью, соз данной Пановой или Тыняновым, реаль ную историческую ситуацию и в резуль тате такого сопоставления дать опять- таки исторически обоснованную оценку художественной достоверности характе ров во «Временах года» («Ошибка До рофеи Куприяновой») или правомерно сти двух трактовок «Оптимистической трагедии» («История подлинная и мни мая»). Единство мысли, единство подхода к искусству делает книгу П. Громова ак туальным явлением нашей критики. Ав тор самым прямым образом высказыва ет свое, обоснованное и продуманное, мнение по острым, спорным вопросам литературной жизни второй половины 1950-х годов. Так, в ряде статей он изла гает свое понимание проблемы современ ного стиля, проблемы, так занимающей умы наших молодых литераторов. П. Громов не предлагает формулы со временного стиля, он очень далек от на ивных попыток свести современный стиль к лаконичности или к самовыра жению, к телеграфной краткости или к лиризму^ и т. д. Основу современного стиля он видит в осознанном историзме подхода к жизненному материалу совре менности, в умении художника понять действительную природу человеческих отношений нашей эпохи, когда «полити ка прямо и непосредственно определяет частные судьбы людей» (стр. 55). Так определял П. Громов основу современно го стиля в 1944 году. Последующее де сятилетие художественного развития по зволило автору, не отказываясь от сво ей исходной позиции, многое в ней уточ нить. В особенности это касается соот ношения между историей и моралью (статьи «Своеобразие содержания», «Два Гамлета»), Уменье видеть в литературе внутрен нее движение и чутко откликаться на все новое, талантливое, исторически правдивое — такова главная черта отно шения П. Громова к советской литера туре. Верность главной героине его книги— истории — дается нелегко, но возна граждается живой связью с самыми на сущными и острыми вопросами литера турной жизни. И в этом еще одно под тверждение значительности книги и та лантливости ее автора. И. 1Ио т я ш о в В НУЖНОМ ЖАНРЕ Г [ оначалу, когда читаешь описание * ‘ дикой инсценировки «казни» и «помилования» петрашевцев, кажется, что это всего лишь авторский прием — один из способов «оживить» повество вание, сделать его более популярным. В этом отчасти убеждает и вступитель ная, написанная академически суховато заметка «От автора», из которой явству ет, что перед нами исследование, ста вящее целью «...подробно осветить си бирский период жизни и литературной деятельности Ф. М. Достоевского, про следить развитие его взглядов и охарак теризовать произведения, написанные им в Сибири». Но вот прочитана одна, другая, деся тая страница... А «скучной» для неспе циалиста «теории», умозрительных рас- суждений все нет. Сценки, живые зари совки, описания '^меняют друг друга. Что же перед нами — биографическая повесть или научное исследование?
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2