Сибирские огни, 1962, № 1
лит так: предоставлю Гене все, чего не было у меня,— и предоставляет Гене, кроме «красивого» имени, еще и празд ность» (стр. 124). Критик объясняет «ошибку» Дорофеи, он показывает, как в романе Пановой художественно, из биографии и характера героини вытека ет «драма Дорофеи, обманувшейся в сво ем сыне и обманутой им...» Образу Дорофеи, в котором историзм авторского подхода к персонажу дает превосходный художественный резуль тат, в романе противостоит Борташевич, «падение» которого писательница, по мнению критика, обусловила только внешними причинами: «То, что произо шло с Борташевичем в романе В. Пано вой,— частный случай, которого могло и не быть. Разве парфюмерная контора и нэповская барышня Надя непременно должны были развратить Ворташевича? Образ эпохи здесь мнимый, его истори ческая конкретность — внешняя, иллю стративная, стрелы сарказма не долета ют до цели» (стр. 127). Тот же вопрос, но применительно к сценическому воплощению' драматурги ческого замысла — соответствует ли но вая режиссерская трактовка «Оптими стической трагедии» объективному ее смыслу, поставленным в ней проблемам истории — занимает П. Громова, когда он сравнивает постановку «Оптимисти ческой трагедии» в Камерном театре, сделанную в 1933 году А. Я. Таировым, с тем решением, которое предложил в 1956 году Г. А. Товстоногов в Ленин градском академическом т е а т р е им. А. С. Пушкина. Сравнивая обе по становки «Оптимистической трагедии», критик объясняет читателю, что переме щение кульминации в новой постановке трагедии Вишневского вполне правомер но и не нарушает авторского замысла. Оно (это перемещение) вытекает из но вого прочтения пьесы, обусловленного новым этапом нашего общественного развития, когда, по мнению режиссера, «раскрытие социальных корней, соци альных основ происходящего для совре менного зрителя менее актуально, чем психологический детализованный показ человеческих итогов, последствий того социального процесса, который изобра жен драматургом» (стр. 339). Разницу между двумя «прочтениями» трагедии Вишневского П. Громов объясняет исто рически, за свободной и сознательной творческой деятельностью художников он обнаруживает историческую необхо димость, в конечном счете определяю щую и ход развития искусства. Сознательный и глубокий историзм критической работы П. Громова сообща ет живую конкретность даже его рабо там двадцатилетней давности. Поэтому статьи 1940 года — «Ан самбль и стиль спектакля» и «Человек и история (Заметки о прозе Юрия Тыня нова)» и сегодня нисколько не устарели ни по мыслям, ни по тому, что когда-то называлось «разборами», то есть живьш постижением художественной природы данного явления искусства и духа исто рии, в нем проявившегося. Поэтому оценка Ильинского в роли Хлестакова или Хмелева в роли царя Федора Ива новича, соотнесенная с авторским идей ным замыслом и общим духом спектак ля, и сегодня звучит необыкновенно ак туально, непосредственно включается в театральные споры 1960-х годов. Живая современность, исторически по нятая, настолько сильно владеет крити ком, настолько определяет пафос его критического исследования, что там, где П. Громов обращается к художественно обработанному материалу истории, к собственно исторической романистике— его анализ становится суховат и даже иногда сбивается на квалифицированный пересказ. Так, к примеру, получилось со статьей о творчестве О. Форш. Может быть, это объясняется тем, что в статье П. Громова исторические романы Форш недостаточно соотнесены с эпохой их по явления? Во всяком случае в статьях о Смоктуновском-Мышкине или «Заметь ках о литературе военных лет» гораздо * больше живого чувства истории, чем в разборе «Радищева». П. Громов завершил свою книгу боль шой работой о театре Блока. О Блоке у нас последние годы пишут много и не всегда удачно. И не потому, что пишу щим не хватает искреннего желания по нять блоковскую поэзию, разобраться в ее внутренних противоречиях. Проис ходит это от неуменья исторически по дойти к Блоку и символизму. Поэтому, скороговоркой пробегая по первому то му, объявляя «Стихи о Прекрасной Да ме» заблуждениями молодости, «блоки- сты» торопятся перейти к третьему то му и «Двенадцати», которые, с их точки зрения, уже в оправданиях не нужда ются. П. Громов поступил иначе. Он подо шел к раннему Блоку и его лирическим драмам 1906 г. исторически, он разгля дел за их сложной символикой внутренг- ний трагизм «социальной темы», темы, проявляющейся не только в стихах с собственно общественной тематикой («Сытые», «Митинг*»), но и в драматиче ском характере отношений рыцаря и Прекрасной дамы и в трагедийном стол кновении персонажей «Балаганчика», «представляющих разные стороны од ной и той же души; характера современ ного человека, лишенного цельности» (стр. 442). Поэзия Блока — это «вершина» сложности стиля в русской поэзии XX века. П. Громов не только сумел понять поэтическую символику раннего Бло ка,— что само по себе уже является за видным успехом,— но и объяснить исто рическую закономерность ее появления. Это особенно важно в свете тех оценок
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2