Сибирские огни, 1962, № 1
ичная картина старой России, воспетой Буниным. Любовь к родной стране, прекло нение перед ее мощью и громадно стью звучит и в словах Александра Сер геевича (отца Алеши), и в переживаниях сурового мещанина Ростовцева, •этого перекупщика хлеба и скота, кулака, ко торый, слушая стихи Никитина «Под большим шатром голубых небес...», только «сжимал челюсти и бледнел». А какие пейзажи встают на страницах «Жизни Арсеньева» — во всех крас ках и запахах полевых, в цветенье хле бов, в ароматах разнотравья! «Жизнь Арсеньева» — это лирика в прозе, причем лирика философская. Мысли о жизни и о смерти, о назначе нии человека, о боге-творце, существо вание которого для автора неоспоримо, вторгаются в повествование о семье Ар сеньевых. В этих отступлениях резко сказался пессимизм писателя-эмигранта, печаль по ушедшей весне жизни. Взвол нованный, радостный рассказ о детских и юношеских годах многократно пересе кает траурной чертой зловещая цепь смертей — гибель пастуха Саньки, сва лившегося с лошадью в овраг; смерть маленькой сестренки Нади; неожидан ная кончина бабушки; мгновенное пре вращение в «мертвое тело» красавца и здоровяка, цыгановатого соседа помещи ка Писарева; торжественное отпевание в эмиграции великого князя, вид кото рого исторгает у автора неожиданное изъявление верноподданических чувств; кончина Лики, венчающая все произве дение, и т. д. Однако траурный отсвет, появляющийся в романе, не в силах пре- обороть общий светлый тон «Жизни Арсеньева». Текст романа, печатаемого журналом «Москва» с некоторыми сокращениями, подготовлен знатоком творчества Буни на — П. Л. Вячеславовым. В предисло-, вии, написанном Львом Никулиным, при водятся интересные сведения об истории создания «Жизни Арсеньева», сообщен ные женой Бунина В. Н. Муровцевой, недавно скончавшейся в Париже. О Бунине в эмиграции часто говори ли, как о «писателе для писателей», имея в виду сравнительно узкий и пре имущественно литературный круг почи тателей его таланта. Считалось, что от сутствие «занимательного» сюжета, ху дожественная концентрированность, не желание считаться со всякого рода «мо дой» и т. д. — залог непопулярности его творчества у широкой аудитории, залог того, что книги его поймет лишь писа тельская элита. Ошибочность этого мнения опровер гается ныне на родине Бунина. Народу, простившему тяжкие заблуждения боль шого русского писателя, народу, читаю щему и любящему его произведения, воз вращена сегодня' последняя большая бу нинская книга. И. С е р м а н ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ С амая ранняя из статей этого сбор ника' — о прозе Тынянова — по мечена 1940 годом, а завершается он статьями о театре Блока, написанными в 1960 году. Итак — перед нами итог двадцатилетней критической работы, хо тя эта книга и не включает очень многое из написанного П. Громовым. Он начал печататься за несколько лет до Отечественной войны. Его хорошо зна ют читатели ленинградских литератур ных журналов и как автора книги (1956 год) об одном из интереснейших совет ских писателей 1930-х годов Юрии Кры мове, погибшем на фронте осенью 1941 года, и как создателя единственной в на шей критике работы о поэзии Аполлона Григорьева. Только строгостью автора к себе можно объяснить отсутствие в сборнике некоторых очень удачных его статей о драматургии, об «Опасном по вороте» Пристли, например. По-видимому, критик вместе со своим редактором тщательно обдумали не толь ко состав, но и композицию своего сбор ника и предпочли хронологическому по рядку тематический принцип располо жения статей. В сборнике четыре разде ла: первые два посвящены повествова тельной прозе (второй из них — истори ческой романистике), третий раздел включает статьи о театре, четвертый — посвящен драматургии Блока. Чем же объединены все эти, такие разновременные и разнотемные работы II. Громова? Есть ли в этом сборнике внутреннее единство? Для того, чтобы почувствовать пафос этой книги, чтобы понять, во ИМЯ ЧеГО' писались все эти, столь различные ■ па материалу и темам статьи, достаточно внимательно прочесть любую из статей этого сборника, чтобы стало ясно, какой идеей одержим критик, за что он сража ется, с чем борется. Сопоставляя два характера, две судьбы (Дорофея и Бор- ташевича), П. Громов извлекает из' ма териала «Времен года» Веры Пановой; исторически обоснованное объяснение того, как у такой матери мог вырасти сын тунеядец, внутренне опустошенный потребитель, а не деятель, не творец и даже не честный труженик. Как пишет- П. Громов, Дорофея Куприянова «мыс- ' П а в е л Г р о м о в . Герой и время. Статьи о литературе и театре. Л., «Советский писатель» п 1961.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2