Сибирские огни, 1962, № 1
стях втайне мучился острым стыдом. Я был лишен чувства собственности, но как мечтал я порой о богатстве, о пре красной роскоши, о всяческой свободе и всех телесных и душевных радостях, со пряженных с ними!» Вся обстановка обветшавшей фамиль ной усадьбы, воспоминания близких тя нули юного Арсеньева (как и юного Бу нина) в мир милой старины. А книги из библиотеки, хранившейся в соседней усадьбе? «Там оказалось множество чу деснейших томиков в толстых перепле тах из темно-золотистой кожи с золоты ми звездочками на корешках — Сума роков, Анна Бунина, Державин, Батюш ков, Жуковский, Веневитинов, Языков, Козлов, Баратынский... Как восхититель ны были их романтические виньетки,— лиры, урны, шлемы, венки,— их шрифт, их шершавая, чаще всего синеватая бу мага и чистая, стройная красота, благо родство, высокий строй всего того, что было на этой бумаге напечатано! С эти ми томиками я пережил все свои первые юношеские мечты, первую полную жаж ду писать самому...» Наслаждаясь их стихами, стремясь стать «вторым Пуш киным» или «вторым Жуковским», Бу нин-Арсеньев резко ощущает свою кров ную принадлежность к"ним, глядит на их портреты, «как на фамильные». Со всеми ими он чувствует себя из одних квасов и гордо ощущает свою принад лежность к русскому дворянству. Вот когда была заложена крепчайшая заква ска, определившая в дальнейшем мно гое и в общественных позициях писате ля, и в его литературных вкусах, и в конечном счете — и в его поэтике. Но Бунин, талантливейший русский писатель XX века, никак не мог стать только «певцом дворянских гнезд». Ко нечно, куда как легко, руководствуясь шестой дворянской «бархатной» книгой, зачислить и его, потомка поэтессы Анны Буниной, чьи высокопарные стихи были увенчаны монаршьей милостью — пен сией в две тысячи рублей и осыпанной бриллиантами золотой лирой для ноше ния на плече в торжественных случа ях,— в «дворянские писатели», в «поме щики». Капиталистические отношения, бурно ворвавшиеся в жизнь России, во второй половине XIX века окончательно смаза ли прежний социальный чертеж общест ва. Они толкали дворянских «вырод ков» в нахлебники к своим вчерашним крепостным; других, более активных, заставляли пускаться в торговлю, всту пать в соревнования с Тит Титычами, купцами, которых раньше не пускали дальше передней, третьих; «кающихся», стремящихся вернуть долг мужику-«кор- мильцу», толкали в революционеры-на родники. Это социальное потрясение оп ределило и писательскую судьбу Буни на, воздвигло немало препятствий на пу ти к самоопределению его таланта и — одновременно — наделило этот талант драматической, трагической силой. При рода бунинской социальной двойствен ности — в одновременном тяготении и отталкивании от дворянских традиций. Пока он находился на родной почве, эта двойственность определяла его своеоб разие. Нужно было оказаться отторгну тым от живой русской действительно сти, чтобы «зов предков», чувство сог словности вновь пробудилось, пробуди лось разрушительно, как это было с Бу ниным в эмиграции. Из эмигрантского «далека» прошлое встает облагороженным, очищенным, оправданным. В «Жизни Арсеньева» мы не найдем и отзвука тех социальных про тиворечий, которые наполняли хронику дворянского вырождения «Суходол» (1911). Из потаенные закромов памяти Бунин черпает только светлые, лучи стые воспоминания о барской жизни. Сильной «правке» подверглись и воспо минания о том, как формировался в Бунине художник. В этом отношении «Жизнь Арсеньева» дает очень интерес ный и поучительный материал Во вто рой части романа писатель рассказыва ет о том, как обостренное художниче ское видение мира рождало у Алексея Арсеньева множество прекрасно-бесцель ных зарисовок из одной лишь потребно сти поделиться ими со всеми. Двойник его юности, Арсеньев, наблюдает, наблю дает постоянно, он прямо сжигаем жаж дой изощренной наблюдательности. Да же в трактире; «Это тоже надо запи сать — у селедки перламутровые щеки». Но переводить кадры жизни на язык искусства, ограничиваясь только поиска ми неожиданно метких соответствий, зна чит в конечном итоге обеднить искусст во, придать ему самодовлеющий харак тер. Получается странное противоречие: судя по ранним произведениям Бунина, его почти не занимала специфика лите ратуры; судя же по паздним признани ям _ писателя, в автобиографической «Жизни Арсеньева» как раз бескорыст ная художественная выразительность не престанно его мучила, в то время как гражданское звучание оставляло равно душным. Ведь подспудно зреющий в ро^ мане конфликт Арсеньева и Лики во многом питается тем источником, что любимая не понимает чисто поэтиче ских устремлений молодого художника слова. «Мне долго казалось,— признавался Арсеньев,— что достаточно сказать: «Знаешь эти осенние накатанные доро ги, тугие, похожие на лиловую резину, иссеченные шипами подков и блестя щие под низким солнцем слепящей золог- той полосой?» — чтобы вызвать ее во сторг. Я рассказывал ей, как мы однаж ды с братом Георгием ездили поздней осенью покупать на сруб березу... Я го ворил, как несказанно, жаль было мне эту раскидистую березу, сверху донизу осыпанную мелкой ржавой листвой, ког да мужики косолапо и грубо обошли, ог>-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2