Сибирские огни, 1962, № 1
какое-то пятилетие создал наиболее зна чительные свои вещи («Ночной разго вор», «Веселый двор», «Игнат», «Захар Воробьев», «Худая трава», «Князь во князьях», «Господин из Сан-Франци ско», «Братья», «Сны Чанга»), которые выдвинули его в первый ряд писателей русской литературы. Разделив с другими писателями-эми- грантами губительную утрату родной на циональной почвы, пройдя через жесто кий кризис, Бунин к середине 20-х годов постепенно оправился и обратился к «вечным» темам испепеляющей, губи тельной любви-страсти и смерти, тра гически венчающей эту страсть («Мити на любовь», «Дело корнета Елагина», цикл новелл «Темные аллеи»). На этом фоне «Жизнь Арсеньева», написанная стареющим на чужбине художником, явилась как бы величественным и прек расным закатом, в торжественных крас ках, в холодных сполохах которого мы улавливаем сходство с утренней зарей, со зрелой молодостью бунинского писа тельства. Жестокая закономерность безтемья вынуждала писателей русского зару бежья обращаться к художественным мемуарам, к воспоминаниям далекого детства. А. И. Куприн пишёт во Фран ции «Юнкеров», Б. К. Зайцев создает «Путешествие Глеба», И. С. Шмелев— поэтичное «Богомолье» и «Лето господ не». В 1921 году, в Париже, А. Н. Тол стой заканчивает «Детство Никиты». Замыкающая цикл художественных автобиографий из жизни русского поме стного дворянства XIX века «Жизнь Ар сеньева» представляется мне произве дением, наиболее значительным среди названных выше. Перед нами исповедь большого худож ника, воссоздание им с величайшей под робностью той обстановки, где впервые проявились его «пратворческие» им пульсы. Как много значило, что подра стал Ваня Бунин и набирался впечатле ний не в каменных кишках большого города, а в маленьком хуторе, затерян ном в полевом и лесном раздолье, играя с пастушатами, встречая зарю с сестрой Машей. У него, будущего писателя, бы ла особенно обострена чуткость ко все му — «зрение у меня было такое, что я видел все семь звезд в Плеядах, слу хом за версту слышал свист сурка в ве чернем поле, пьянел, обоняя запах лан дыша или старой книги». Разумеется, наивно видеть в лириче ском герое романа Алеше Арсеньеве лишь мастерски исполненный бунин ский автопортрет. Однако если совме стить фигуры и события романа с «хро никой жизни» самого писателя, то за малым исключением они совпадут. Ху тор Бутыркин Елецкого уезда Орлов ской губернии, где среди «моря хлебов, трав, цветов», «в глубочайшей полевой тишине» протекало детство Бунина (в «Жизни Арсеньева» — Каменка); отец, усадебный дворянин с головы до пят, вспыльчивый, беззаботный, азартный; бабушкино имение Озерки (Батурино); нелепый и трогательный домашний учи тель Ромашков (в книге Баскаков); гим назия в Ельце, где Ваню помещают в «нахлебники» к неласковому мещанину Бякину (Ростовцеву); арест старшего брата народника Юлия (Георгия); первое «сердечное» увлечение и т. д. и т. п. — кадр за кадром проходит перед нами биография, ставшая явлением искусст ва. «Жизнь Арсеньева» позволяет нам проникнуть в святая святых — личность художника. Роман дает огромный мате риал, помогающий понять, как же сфор мировался Бунин, этот удивительный в своем роде писатель, этот архаист-нова тор, равно одинокий в своих открытиях и заблуждениях, этот прозаик и поэт, стоявший вне литературных группиро вок, независимо от того, печатался ли он в символистском «Скорпионе» или в горьковском «Знании», наконец, этот обладатель безупречного эстетического вкуса, одновременно, не сумевший по нять ни драматургии Чехова, ни поэзии Блока. И истоки всей такой обособлен - 1 ности Бунина во многом объясняются социальным бытом, обстановкой, в кото рой он воспитывался и которая щедро от разилась в «Жизни Арсеньева». На примере семьи Арсеньевых ярко виден «молекулярный» распад русского усадебного барства, все ширившийся после «великой» реформы 19 февраля 1861 года. Дети «столбовых» дворян: один — поднадзорный, разночинец по убеждению (Георгий); другой — креп кий крестьянин, кулак, женившийся на «простой» девушке, работящей и серь езной дочери винокура (Николай). Фор мально лишь третий, младший сын — Алеша Арсеньев — повторял привыч ные для своего круга поступки; уйдя из четвертого класса гимназии, остался «недорослем», обожал охоту, беспре станно влюблялся, да и характером, вспыльчивым и прямым, напоминал от ца. Но в какой обстановке! «Я думал порой о молодости отца: ка кая страшная разница с моей молодо стью! — развдышляет Арсеньев.— Он имел почти все, что подобало счастливо му юноше его среды, звания и потребно стей, он рос и жил в беспечности, впол не естественной по тому еще большому барству, которым он так свободно и спо койно пользовался, он не знал никаких преград своим молодым прихотям и же ланиям, всюду с полным правом и весе лым высокомерием чувствовал себя Ар сеньевым. А у меня была только шка тулка из карельской березы, старая дву стволка, худая Кабардинка, истертое казацкое седло... Как хотелось порой быть нарядным, блестящим! А мне, со бираясь в гости, нужно было надевать тот самый серенький пиджачок брата Георгия, в котором некогда везли его в тюрьму в Харьков и за который я в го
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2