Сибирские огни, 1962, № 1
М. Белкина пишет живо и красочно. Ей нравится все цветное, броско яркое, и, описывая предмет, она словно боится уронить хотя бы одну цветную каплю. И, видимо, потому она избирает подчас такую вышку, чтоб была она от изобра жаемого и повыше и подальше... Так, на работу сборщиц хлопка М. Белкина по смотрела с горы, откуда «красные и •оранжевые платья сборщиц казались цветками, вытканными на зеленом ков ре», а площадки, засыпанные хлопком, «белели, как горсти снега, брошенные с вершины Гиссарского хребта». В ре зультате люди из очерка исчезли и ос тался один,, по знаменитому выражению Ильфа и Петрова, «азиатский орна мент». Восточная экзотика приобретает порой непреоборимую власть над М. Белкиной. Очерк «Степняки» посвящен моло дым покорителям целины. Но меньше всего в нем говорится о повседневной жизни молодежи, о ее обычном совмест ном труде. В очерке сплошные ЧП — чрезвычайные происшествия: люди на машине заблудились в степи, ветром крышу сорвало с хлебного амбара, кто- то крепко запутался в делах семейных (извечный треугольник!) и т. д. и т. п. Случай с двумя комсомольцами, заблу дившимися в степи, описан многословно, с нагромождением традиционных под робностей из «быта» потерпевших кру шение возле необитаемого острова. Автор боится, чтоб читатель не усомнился в мужестве героев, и потому старается во что бы то ни стало потрясти его «ужаса ми» и «необычностями». В то же время, в замечательном очерке «Валя» М. Бел кина рассказала о героическом поступ ке советского человека просто, скупо, точно. Валя — фельдшер. Она приеха ла в дальневосточное таежное село из Иваново недавно. Молодая, хрупкая, не опытная. «И зачем сюда посылают таких из детского сада», — сердито думает дед-старожил. А она действительно со вершает героический поступок и... не за мечает этого, даже чувствует себя вино ватой: «А все-таки я трусиха... Еще меч тала сделать в жизни что-то такое, та кое...» Она не находила слов, а читате лю при этом вспоминался геоло^ Юрий Константинович, который прервал рас сказ о своем подвиге скромным утверж дением: «Ну, это норма поведения». Ва ля потому и не заметила ею совершен ного, что и для нее героический посту пок — тоже норма поведения. Выделяется среди других произведе ний книги М. Белкиной рассказ «Мить ка с Элеваторной». Нет, Митька не со вершает героических поступков. Он во спитывается без отца и живет своей «большой», насыщенной событиями ре бячьей жизнью, во все вмешиваясь, всем интересуясь. Он придумывает историю смерти отца на фронте, хотя и родился спустя несколько лет после войны. Он тянется к полюбившемуся ему доброму Егору Павловичу с элеватора, но с болью вдруг понимает, что тот ему все- таки «чужой», а тут еще у доброй, стро гой и милой мамы — горе, и мы видим, как рождается в мальчике трогающая нас ранняя мужская самостоятельность... Этот рассказ так хорош своей безыскус ственностью, что даже недоумеваешь, как это может соседствовать с ним очерк с вычурным описанием старух удэгеек. Экзотика, злополучный «азиат ский орнамент» ослабляют впечатление от живописных и интересных очерков о людях труда и мечты. О. М и х а й л о в ИСПОВЕДЬ АЛЕКСЕЯ АРСЕНЬЕВА появлением в журнале «Москва» за 1961 г. начальных глав «Жиз ни Арсеньева» (последняя часть романа — «Лика» — как известно, многократ но издавалась у нас раньше) завершает ся публикация в советской печати круп нейших художественных произведений И. А. Бунина. Не считая мемуарно очерковых вещей, нескольких стихотво рений да двух десятков поздних расска зов, которые еще ждут своего опублико вания, бунинское творчество во всей его познавательной ценности, поэтической мощи, способности доставлять незауряд ное эстетическое наслаждение открыто ныне нашему читателю. В литературном наследстве Бунина, отдавшего писательству почти семьдесят лет (стихотворение «Деревенский ни щий» датировано 1886 годом — в 1,953 году смерть оборвала работу писателя над книгой о Чехове), «Жизнь Арсень ева» занимает свое особенное и немало важное место. Самое крупное по объему бунинское произведение, оно означало возвращение писателя к интимным, ли рическим воспоминаниям детства и юно сти, к истокам дней, память о которых питала его раннее творчество. Но между его элегическими бессюжетными расска зами об усадебном оскудении конца 90-х — начала 900-х годов и «Жизнью Арсеньева» (1927— 1929, 1933) пролег ла целая эпоха:—величайшая в мире рево люция и гражданская война, в ходе ко торой Бунин оказался «по ту сторону», в эмигрантском Париже. Позади оста лась и полоса самой напряженной писа тельской деятельности, совершенно не ожиданный для современников творче ский взлет 910-х годов, когда, после рез ко обличительной «Деревни», Бунин за 12 . «Сибирские огни» № 1.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2