Сибирские огни, 1962, № 1
0 [ 0ЮЖШ1 Б. Т а т а р и н ц е в О ЛЮДЯХ ТРУДА И Л\ЕЧ I Ы Г | очти все герои очерков М. Белки- * " ной очень хорошие люди1. Это — жители еще не обжитых или малообжи тых мест. Многие из них приехали изда лека и уже привыкли дышать воздухом степных и таежных просторов. Они — комсомольцы целины, чабаны, геологи и охотники — люди труда и мечты. В очерке «Чаша джейрана» молодой инженер говорит о профессии чабана: «Скучная, тупая профессия... В наш век реактивных двигателей — и вдруг па стух... Парадокс эпохи!» Действительно, тяжел труд чабана в Кара-Кумах под палящим зноем, «где только тень от собственной шапки и спасает от солнца». Автор справедливо и резко возражает молодому инженеру: «Нет тупых про фессий, есть тупые люди!» Но дело здесь не в банальной защите банальных истин. М. Белкина на самом деле пока зывает то, что сближает тех, кто управ ляет ракетами, и тех, кто целыми днями бродит по унылым пескам с отарой овец. Жизнь старого чабана Карягды была сломана феодальной местью. С тех пор, как убили его жену, он ушел в пески и даже в колхозе, где он работает уже тридцать лет, бывает редко. Может быть, он стал человеконенавистником, отупел и одичал? Нисколько. М. Белкина лю буется «его гибкими точными движения ми», говорит, что «ему может позавидо вать любой молодой человек», а сам старик не в шутку предлагает ей «сек рет молодости», состоящий из двух ежедневно выпиваемых пиал бараньего жира и ходьбы целыми днями по пескам. Внешне Карягды суров, а душа у него мягкая, поэтическая. Он прошел по пе скам расстояние, равное по величине не скольким оборотам вокруг земли. «Как спутник»,— говорит старик. Не стал бы, конечно, отупевший, ни щий духом человек делать такие срав нения! Карягды трогательно любит людей, с отцовской нежностью относится к свое му юному помощнику Айдагды, дружит с ;-шм. Казалось бы, что общего между стариком и юношей комсомольцем? Ока зывается, есть. Оба они горячо и страст но влюблены в свое нелегкое дело. Эта любовь когда-то спасла Карягды от от чаяния. А для Айдагды она открыла мир таким, каков он есть на самом деле: красочным, богатым, удивительным... Он познал поэзию труда. Вероятно, он, как и Карягды, бродя по пустыне, говорит со звездами и песками и, должно быть, сочиняет стихи, по-восточному пышные, и сразу сама пустыня словно преобра жается, оттого что так взволнованно, романтически может смотреть на нее этот юноша. «Обратно я ехала теми же барханами, по тем же пескам: та же старая полынь, верблюжьи колючки, голые прутья си- грена... Но, странное дело, теперь мне все это уже не казалось таким безнадеж но унылым и диким! И кейкокары — бе лые палки, с головками, похожими на одеревеневший укроп,— такими урод ливыми!» Они стали для нее «чашей джейрана», так назвал их юный Айдагды, то есть символом любви человека к своему тру ду, символом творчества.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2