Сибирские огни, 1962, № 1
десять лет писавший против капитализ ма, — восклицает Сорокин, — веривший в торжество социализма, не знаю, каки ми словами кричать мне...» Старый цир ковой клоун Шатов, герой рассказа «Старый клоун плачет», выступая перед толпой, бросает ей горькие упреки. В своей борьбе за свободу народ — по его словам — допускает ненужные разру шения и отталкивает от себя тех, кто, подобно ему, клоуну, средствами искус ства боролся за свободу. Сорокину нужно было оказаться в колчаковском Омске, своими глазами увидеть страшное лицо диктатуры контр революции, чтобы понять великий гума нистический смысл революции и дикта туры трудового народа. Находясь в городе, ставшем центром белогвардейщины, писатель всеми сила ми души возненавидел контрреволюцию и активно помогал большевистскому под полью. Об этом имеется ряд свиде тельств. Последнее из них —воспомина ния Александра Оленича-Гнененко «Су ровые дни», один из разделов которых озаглавлен: «У Антона Сорокина». Ме муарист рассказывает о благородной по мощи, оказанной в то суровое время ему и другим деятелям большевистско го подполья омским писателем1. Освобождение Сибири от колчаковско го господства было большим личным праздником для А. Сорокина. Писатель активно включается в литературную жизнь Сибири, плодотворно работает во многих сибирских изданиях, участвует в литературном движении. Он отказывает ся от прежних приемов скандала и ми стификации, шутовской эксцентрики и саморекламы. В новых условиях все это оказывается попросту бессмысленным, «Шут Бенеццо», «Король шестой держа вы» становится просто писателем Анто ном Сорокиным, скромно, в меру своего дарования участвующим в деле создания новой литературы. В 20-е годы Сорокин не отказывает ся от старых жанров — легенды, сказки, аллегории; но излюбленные жанры на полняются новым содержанием, да и в самой старой форме обнаруживаются но вые черты. Больше реального элемента проникает в романтические легенды и сказки, символы и аллегории становятся прозрачнее, за ними гораздо отчетливее видятся реальные явления действитель ности, реальная география, подлинные исторические имена органически вкрап- ливаются в условные сюжеты. Сказочно-легендарные сюжеты рас сказов А. Сорокина, посвященные граж данской войне в Сибири и Средней Азии, содержат в себе много конкретно исторических деталей, символико-алле горическая образность пересекается ре 1 «Сибирские огни», 1958 г., № И, стр. 133. алистическими подробностями. В «при митиве» «Железная птица» киргизский охотник Айтын подстреливает белогвар дейский аэроплан, молодого охотника расстреливают на глазах у родственни ков. Здесь сказочна только интонация, все остальное реалистически мотивиро вано. Рассказ клеймит не зверства вооб ще, а совершенно конкретные зверства, белых казачьих банд атамана Дутова, названного собственным именем. То же и в «примитиве» «Дуана Байман», где ка заки Дутова расстреливают мудреца^ Баймана, но народный любимец остает ся жить. И здесь сказочное переплетено с реально-историческим. И уж совсем нет ничего условного, легендарного в «примитиве» «Садвакас», рассказываю щем о киргизе, насильно мобилизован ном в белую ариию. Садвакас узнает правду и дезертирует, уводя своих това рищей-киргизов. В 1928 г., незадолго до смерти писа теля, в печати появились фрагменты из его книги «33 скандала Колчаку». Это коротенькие новеллы о быте интеллиген ции в период колчаковщины, их глав ным героем является сам писатель — Антон Сорокин, фрондирующий колча ковским порядкам и самому «Верховно му правителю». Во вступительном слове к «Скандалам» автор раскрывает смысл поведения своего лирического героя: «Антон Сорокин — шут, Антон Сорокин — маниак; это — броня Антона Сороки на. Под этими защитными масками Ан тон Сорокин дискредитировал- власть Колчака...». Сила дискредитации, судя по новеллам, была — скажем прямо — не велика. Ценность «Скандалов» в дру гом — в них проступает множество дета лей быта колчаковского тыла, убедитель но свидетельствующих о внутреннем ра зложении режима, об обреченности по следышей самодержавия, о растленно сти нравов. В архиве А. Сорокина хранится текст, написанный в 1925 г. и неопубликован ной пьесы «Куломзинское восстание». Восстание трудящихся омского приго рода Куломзино против колчаковской- власти — яркая, драматическая страни ца в истории сибирского пролетариата. А. Сорокин на эту тему имел свои права. Он был очевидцем событий, он знал лично людей, связанных с героиче ской драмой Куломзина. Сорокин пони мал историческое значение куломзинско- го восстания, в прологе к пьесе он гово рит о нем, как о «беспримерном герои ческом усилии пролетариата». Персона жи пьесы — рабочие, большевики, по дымающиеся на восстание, хорошо по нимают, что их действия ^и возможные жертвы являются частицей общенарод ной борьбы против контрреволюции. Один из героев пьесы говорит: — И там, в Советской республике, когда узнают о нашем Куломзинском восстании, радостно улыбнется Ильич,.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2