Сибирские огни, 1962, № 1
мз другого народа и его глазами увидеть, его правдой измерить смысл события. В легенде о нищем Сундурмане Соро кин рассказывает о подлинных истори ческих событиях периода войны 1914 го да, когда киргизов стали насильственно отправлять на фронт, а непокорных рас стреливали из пулеметов. Маска смеха ■на лице Сундурмана сменяется грима сой страдания и горя. Характерен бого борческий мотив рассказа: «Всех людей я напугал своим страданием,— воскли цает нищий, — и до тебя, бога, дойду и отниму у тебя радость из глаз твоих за то, что так много даешь страданий лю дям... И я первый собрал по каплям в чашу страдания киргизского народа и иду напоить тебя этим страданием». Изображение жизни киргизского наро да осложняется в предоктябрьском твор честве Сорокина урбанистической, вер- иее, антиурбанистической темой. Нена висть к капитализму выступает у него как ненависть к городу, воплощающему в себе капиталистическое начало. Анти теза степь — город проходит через мно гие «киргизские» рассказы. В аллегори ческом рассказе «Айхно» повествуется ■о собаке, изголодавшейся у своего степ ного хозяина и, в поисках сытой жизни, бежавшей в город. Здесь ее сажают на цепь. Сытая жизнь на цепи оказывается неизмеримо страшней голодной, но воль ной степной жизни. Айхно убегает в го лодную степь. Таких аллегорий у Соро кина немало. Критика города ведется им с позиций степной патриархальности. По этому объективно прогрессивный про цесс приобщения степных народов к го родской культуре и образованности вы глядит под пером Сорокина как факт, свидетельствующий об их разложении и гибели. Но уже до революции Сорокин почув ствовал слабость своей степной концеп ции. Не отвергая ее прямо, он, однако, как честный писатель, вынужден был признать бесперспективность патриар хального пути. Лишь после революции сумел Соро кин окончательно преодолеть патриар хальные иллюзии, увидеть красоту и поэзию в работе по культурному преоб разованию жизни отсталых народов. Уже в начале 1918 г. он публикует ста тью «Свободная Сибирь», выражающую чувство восторга в связи с решением на ционального вопроса молодым советским государством. Он пишет: «Заря новой жизни восходит и освещает первыми лу чами ширь киргизских степей...»1. Возвращение А. Сорокина к «киргиз ской» теме в пооктябрьские годы имело ясный политический смысл — писатель восторженно приветствовал решение на ционального вопроса, который дала ре волюция. В статье «Жизнь, данная Ок тябрем» (1927 г.) Сорокин перечислял блага, данные революцией народам Азии: «...огромные, жаждущие степи Туркестана, где вода дороже золота, по лучают воды в свои арыки, киргизы по лучают покосы и степи». Ему осо бенно импонируют новые человече ские отношения, принесенные в степь Октябрем, «свобода жить, свобода по лучать жену по любви, а не за кабаль ный калым...» — Разве об этом может молчать пи сатель! — восклицает Сорокин. Тема «малых» народов в произведе ниях Сорокина 20-х годов приобретает совершенно новую тональность — исче зает скорбная интонация рассказа, безысходный пессимизм в развязках дра матических конфликтов, возникает но вый тип героя—человека, обретшего ра дость в результате революционных пре образований, по-новому осмысливающего свое место в жизни. Радостью, лукавым добрым юмором светится рассказ А. Сорокина «Джай- кайдар». Киргиз Джайкайдар поет весе лую песню об освобожденной степи, о победе над солончаками; он верит, что в степь придет «маленькая сенокосилка», которая уничтожит джут и у киргизов бу дут свои города. Лавочнику Михеичу, требующему выплаты старых, дореволю ционных долгов и открыто мечтающему о возращении царя, Джайкайдар платит потерявшими ценность старыми царски ми деньгами, заявляя при этом: «Мой брал царская деньга, твой царя надо, получай царская деньга. Твой советская власть не надо — червонца не надо». Джайкайдар это уже новый тип киргиза, освобожденного революцией от страха перед колонизаторами, искренне и прочно привязавшийся к советской власти. В сказе «Алимжан» дан образ старого степного певца, которого нищета отучи ла от песен. Революция возвратила ему вкус к песне, и только смерть помешала старому Алимжану осуществить мечту— «на площади Москвы спеть свою новую песню о радости жизни». Октябрьскую революцию, объявив шую мир народам, решившую нацио нальную проблему, уничтожившую власть золота, Антон Сорокин принял радостно. Но не сразу сумел писатель разоб раться во всей сложности событий ре волюции. Одинокий интеллигент-гума нист, он не понял исторической необхо димости насилия над яростно сопротив ляющимся эксплуататорским миром. Подобно персонажу одной из бабелев- ских новелл, он хотел бы «сладкой рево люции», а реальная борьба революцион ного народа садержала в себе и неиз бежную горечь гражданской войны. Растерянность писателя получила отра жение в сборнике «Тююн-Воот». «И я,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2