Сибирские огни, 1962, № 1
черной земле желтыми плевками. В этом пренебрежительном сравнении уже не ужас перед золотом, а презрение к нему. Много страсти отдал А. Сорокин борь бе против империалистической войны. Он был среди очень немногих писателей, понимавших, что лежит в основе войны. С общегуманистических позиций он изо бличал не только преступление войны, но и ту социальную силу, которая по рождает «золотолапый» микроб войны— капитал. В рассказе «Черный вой» к ка- питалисту-заводчику является мрачный призрак войны, изобличающий героя на живы: — Ага, заводик построил, снаряды выделываешь, богатеешь, наживаешься, а там тонут в кровавой грязи раненые, искалеченные. В войне Сорокин видел страшную ан тикультурную силу. Свои первые бом бы и пушечные ядра она бросает на биб лиотеку («Умирающие мысли»). Он убеж ден, что большую ответственность не сут за ужасы войны люди культуры: «Вы пророки, вы передовые люди, лю ди мысли должны об этом думать рань ше, и должны были научить людей не делать этого». О чем бы ни писал в годы войны А. Сорокин,— все это пронизано од ним — жаждой мира, страстным жела нием покончить с кровавой бойней. В рассказе «Дайте дорогу королю и шу ту», посвященном теме искусства, со шедший с ума актер кричит: — Расступитесь, дайте дорогу. Идет король Оскар III заключить мир, доволь но было пролито крови!1. Сейчас не трудно обнаружить слабо сти сорокинской битвы против войны. Но гораздо важнее понять благородство гражданского подвига одинокого писате ля, не побоявшегося так упорно и на стойчиво провозглашать свою ненависть к войне, в то время, когда многие куми ры читателя в столице были охвачены шовинистическим угаром. С темой золота в творчестве А. Соро кина связана тема трагедии художника в буржуазном обществе. «Умирал писа тель...» — так начинается один из рас сказов Сорокина. Смертью писателя, ху дожника, артиста, сумасшествием челове ка искусства завершаются многие про изведения Сорокина. Судьба художника у Сорокина трагедийна. Создавая полот на, обогащающие души зрителей, он раздает людям сокровища своей души, оставаясь нищим,— таков мотив мно гих рассказов Сорокина. Сорокин понимал социальный смысл этой трагедии, он видел, как денежный мешок становится хозяином мысли и вкуса, как он диктует писателю свою волю. Писатель — герой рассказа «Свобод ное слово» — страдает от того, что ре дакция не публикует его сочинений, в которых он говорит правду. Хозяева га зет и журналов требуют от него лжи, и, чтобы заработать на хлеб, он начинает писать в состоянии опьянения, которое позволяет ему отступить от правды. На писанные таким образом рассказы охот но печатаются, он достигает славы и бо гатства. Постепенно он научился кри вить душой, даже будучи трезвым. А ко гда наступает день свободы и исчезают обстоятельства, заставившие писателя лгать, его душа оказывается настолько растленной, что он уже не способен ска зать нужное людям слово правды. В ре чи на юбилее он горько признается: «Я, как нищий, потерявший копейку, загля дывал в темные уголки моей души, но и там не оказалось свободного сло ва...» Вряд ли был известен Сорокину в то время Марксов тезис о враждебности капитализма искусству, но идея эта была выстрадана им, и он не уставад утвер ждать ее. Достойна глубокого уважения благо родная, упорная, никогда не прекращав шаяся литературная борьба, которую вел А. Сорокин против угнетения наро дов. Никто из писателей-сибиряков тех лет не отдал этой теме столько страсти и творческого энтузиазма, как Сорокин. «Киргизская» тема (до революции и в первые послеоктябрьские годы киргиза ми называли и казахов) сделалась одной из главных тем его творчества. Писа тель сумел проникнуть в духовные тай ники угнетенного царизмом народа, по чувствовать его поэзию, его нравствен ные принципы, пропитать свое сознание его национальными интересами, зажить его бедами и радостями. Сорокина возмущало великодержав- но-шовинистическое отношение к кирги зам не только официальных властей, но и буржуазной публики. Высоким граж данским гневом проникнут его памфлет «Не пойте песен своих», направленный против зрителей-мещан, осмеявших на концерте исполнителей-киргизов. Пам флет пронизан глубокой симпатией к ис кусству угнетенного народа. От лица оскорбленного аксакала автор бросает публике слова горького упрека: — Мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали. — Мы принесли вам самое лучшее, что имели, и вы не оценили. — Мы спели вам песни степи, что нашему народу несут радость и успокое ние..., а вы над нашими радостями по смеялись1. Поражает подлинно художническая способность встать на позиции человека 1 «Омский вестник», 1915, Кг 33.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2