Сибирские огни, 1962, № 1

В 1927 году вышла в свет хрестома­ тия «Сибирь в художественной литера­ туре», где был опубликован рассказ А. Сорокина «Железная птица». Соста­ вители хрестоматии — Г. М. Пушкарев и Г. П. Вейнберг — тепло отзывались о писателе, отмечали, что его творчество идет по двум руслам: борьбы с золотом и борьбы за национальные меньшинст­ ва1. И хотя эта характеристика не исчер­ пывает всего тематического разнообразия творчества Антона Сорокина, она вер­ но выделяет два важных его направ­ ления. Борьба с золотом стала лейтмотивом творчества А. Сорокина. О чем бы ни писал он — об искусстве, войне, стра­ дании угнетенных народов,— все у него пропитано ненавистью к Желтому дья­ волу, бездушному хозяйничанью в жиз­ ни господина Чистогана. Его моиодрама «Золото» была издана в Москве и Кие­ ве, о ней сочувственно отзывалась кри­ тика. В. Ф. Комиссаржевская редакти­ ровала пьесу, готовя ее к постановке в своем театре. Однако монодрама не уви­ дела «света рампы». Встретившись с автором во время своих гастролей в Ом­ ске, знаменитая актриса признавалась ему: «Хотелось бы мне поставить вашу пьесу, но, кажется, свистом и шипени­ ем встретят вашу драму...»2. «Золото» — произведение о растле­ вающей силе денег, ее герой — миллио­ нер становится жертвой собственного богатства. Золото диктует ему свои бес­ пощадные, звериные законы: «На стра­ даниях других строй свое счастье. Не должно быть в твоем сердце жалости и в глазах твоих не должно быть слез». Свою пьесу «Золото» А. Сорокин на­ звал монодрамой и драмой-схемой. В предисловии А. Сорокин утверждает мысли, теоретически близкие драме Л. Андреева «Жизнь человека». По мне­ нию автора «Золота», в драме должно выражаться общечеловеческое, в ней не должно быть полутонов, нюансов, «вся жизнь данного типа должна вылиться в ту форму немногих слов, которые дей­ ствительно могут служить для обозначе­ ния всех людей подобного рода»3. Но, отдав определенную дань методо­ логии драмы Андреева, Антон Сорокин все же не во всем идет за своим учите­ лем- схематизм «Золота» выполняет во многом иную идейно-художественную за­ дачу, чем у Андреева. В «Жизни чело­ века» Л. Андреев использует принцип схематизации как средство отвлече­ ния от социальной конкретности. По Андрееву, жизнь человека всегда и всю­ ' Г. П. В е й н б е р г и Г. М. П у ш к а ­ р е в . Сибирь вхудожественнойлитературе. М.—Л., 1927, стр. 39. 2 А. Ш в а р ц . Вступительная статья к отдель­ ному изданию «Золота» , Киев, 1911, стр. 13. 3 А. С о р о к и н . Золото. М., изд. «Звезда» , ■стр. 14. ду одинаково являет собой бессмыслен­ ный фатальный круговорот. Пафос драмы Сорокина иной, она устремлена против совершенно опреде­ ленного, исторически и социально кон­ кретного зла — против золота, вопло­ щающего в себе капиталистический строй. В «Золоте» явственно ощущается время, действие сорокинской пьесы раз­ вертывается в эпоху буржуазного гос­ подства. Ее герой в юности был стрелоч­ ником, он влачит жалкое, голодное суще» ствование пролетария. Совершив пре­ ступление, он сделался миллионером. Его карьера — типическая карьера бур­ жуа, богатство которого коренится в преступлении. Монодрама «Золото» — это история простого человека из народа, через пре­ ступление пришедшего к богатству, по­ знавшего все радости, доставляемые деньгами, и убедившегося в иллюзорно­ сти этих радостей. Подобно Фоме Горде­ еву, он бунтует против своих, и бунт этот также завершается домом умали­ шенных. Сорокин, однако, не идет дальше бун­ та против господства золота. Он предви­ дит, что это господство приведет к со­ циальной катастрофе. В монодраме бур­ жуазное общество представлено в обра­ зе двух мчащихся друг против друга по­ ездов, которые неизбежно должны столк­ нуться. Герой драмы убежден, что вос­ стание масс против власти золота при­ ведет к его уничтожению. Обращаясь к золоту, он заявляет: «Бедняки восста­ ют против тебя... И победа останется за бедными»1. Но предчувствия эти лишены политической четкости, автор не видит подлинных путей уничтожения капитали­ стического строя. Герой — борец, созна­ тельный революционер отсутствует не только в «Золоте», но и во всем предок­ тябрьском творчестве писателя. Тема золота завершается в пооктябрь- ском творчестве Сорокина! Исчезает мрачный, демонический образ все пожи­ рающего и все подчиняющего себе зло­ вещего металла. Появляется убежден­ ность в победе трудовых и творческих сил жизни над властью золота. В № 1 — 2 журнала «Юный пропагандист» за 1919 г., изданном сразу же после осво­ бождения Омска, рядом со статьей Ем. Ярославского помещен рассказ-утопия А. Сорокина «Дафтар», весь пронизан­ ный солнечной верой в торжество вы­ соких человеческих идеалов, в пораже­ ние золота. В утопическом царстве будущего гос­ подствует труд. Пахарь, которому Даф­ тар — образ, олицетворяющий могучую власть денег,— предлагает золото, не­ брежно выбрасывает ничего не знача­ щие для него монеты, кажущиеся на 1 А. С о р о к и н . Золото. Изд. газеты «Юж­ ная копейка», Киев, 1911, стр. 41.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2