Сибирские огни, 1962, № 1
В 1927 году вышла в свет хрестома тия «Сибирь в художественной литера туре», где был опубликован рассказ А. Сорокина «Железная птица». Соста вители хрестоматии — Г. М. Пушкарев и Г. П. Вейнберг — тепло отзывались о писателе, отмечали, что его творчество идет по двум руслам: борьбы с золотом и борьбы за национальные меньшинст ва1. И хотя эта характеристика не исчер пывает всего тематического разнообразия творчества Антона Сорокина, она вер но выделяет два важных его направ ления. Борьба с золотом стала лейтмотивом творчества А. Сорокина. О чем бы ни писал он — об искусстве, войне, стра дании угнетенных народов,— все у него пропитано ненавистью к Желтому дья волу, бездушному хозяйничанью в жиз ни господина Чистогана. Его моиодрама «Золото» была издана в Москве и Кие ве, о ней сочувственно отзывалась кри тика. В. Ф. Комиссаржевская редакти ровала пьесу, готовя ее к постановке в своем театре. Однако монодрама не уви дела «света рампы». Встретившись с автором во время своих гастролей в Ом ске, знаменитая актриса признавалась ему: «Хотелось бы мне поставить вашу пьесу, но, кажется, свистом и шипени ем встретят вашу драму...»2. «Золото» — произведение о растле вающей силе денег, ее герой — миллио нер становится жертвой собственного богатства. Золото диктует ему свои бес пощадные, звериные законы: «На стра даниях других строй свое счастье. Не должно быть в твоем сердце жалости и в глазах твоих не должно быть слез». Свою пьесу «Золото» А. Сорокин на звал монодрамой и драмой-схемой. В предисловии А. Сорокин утверждает мысли, теоретически близкие драме Л. Андреева «Жизнь человека». По мне нию автора «Золота», в драме должно выражаться общечеловеческое, в ней не должно быть полутонов, нюансов, «вся жизнь данного типа должна вылиться в ту форму немногих слов, которые дей ствительно могут служить для обозначе ния всех людей подобного рода»3. Но, отдав определенную дань методо логии драмы Андреева, Антон Сорокин все же не во всем идет за своим учите лем- схематизм «Золота» выполняет во многом иную идейно-художественную за дачу, чем у Андреева. В «Жизни чело века» Л. Андреев использует принцип схематизации как средство отвлече ния от социальной конкретности. По Андрееву, жизнь человека всегда и всю ' Г. П. В е й н б е р г и Г. М. П у ш к а р е в . Сибирь вхудожественнойлитературе. М.—Л., 1927, стр. 39. 2 А. Ш в а р ц . Вступительная статья к отдель ному изданию «Золота» , Киев, 1911, стр. 13. 3 А. С о р о к и н . Золото. М., изд. «Звезда» , ■стр. 14. ду одинаково являет собой бессмыслен ный фатальный круговорот. Пафос драмы Сорокина иной, она устремлена против совершенно опреде ленного, исторически и социально кон кретного зла — против золота, вопло щающего в себе капиталистический строй. В «Золоте» явственно ощущается время, действие сорокинской пьесы раз вертывается в эпоху буржуазного гос подства. Ее герой в юности был стрелоч ником, он влачит жалкое, голодное суще» ствование пролетария. Совершив пре ступление, он сделался миллионером. Его карьера — типическая карьера бур жуа, богатство которого коренится в преступлении. Монодрама «Золото» — это история простого человека из народа, через пре ступление пришедшего к богатству, по знавшего все радости, доставляемые деньгами, и убедившегося в иллюзорно сти этих радостей. Подобно Фоме Горде еву, он бунтует против своих, и бунт этот также завершается домом умали шенных. Сорокин, однако, не идет дальше бун та против господства золота. Он предви дит, что это господство приведет к со циальной катастрофе. В монодраме бур жуазное общество представлено в обра зе двух мчащихся друг против друга по ездов, которые неизбежно должны столк нуться. Герой драмы убежден, что вос стание масс против власти золота при ведет к его уничтожению. Обращаясь к золоту, он заявляет: «Бедняки восста ют против тебя... И победа останется за бедными»1. Но предчувствия эти лишены политической четкости, автор не видит подлинных путей уничтожения капитали стического строя. Герой — борец, созна тельный революционер отсутствует не только в «Золоте», но и во всем предок тябрьском творчестве писателя. Тема золота завершается в пооктябрь- ском творчестве Сорокина! Исчезает мрачный, демонический образ все пожи рающего и все подчиняющего себе зло вещего металла. Появляется убежден ность в победе трудовых и творческих сил жизни над властью золота. В № 1 — 2 журнала «Юный пропагандист» за 1919 г., изданном сразу же после осво бождения Омска, рядом со статьей Ем. Ярославского помещен рассказ-утопия А. Сорокина «Дафтар», весь пронизан ный солнечной верой в торжество вы соких человеческих идеалов, в пораже ние золота. В утопическом царстве будущего гос подствует труд. Пахарь, которому Даф тар — образ, олицетворяющий могучую власть денег,— предлагает золото, не брежно выбрасывает ничего не знача щие для него монеты, кажущиеся на 1 А. С о р о к и н . Золото. Изд. газеты «Юж ная копейка», Киев, 1911, стр. 41.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2