Сибирские огни, 1962, № 1

В. Зазубрин после короткого личного знакомства с ним недоумевал: — Не понимаю ничего... Очень ми­ лый, хороший человек, талантливый... О футуризме Сорокин писал весьма определенно, характеризуя его в статье «Заметки о литературе» (1920 г.), как «производство литературного суррогата для дураков»1. Сказанное не означает, что Сорокин был свободен от влияния буржуазной литературы, буржуазного мировоззре­ ния. Безусловное воздействие оказал на него Леонид Андреев. Сам стиль Соро­ кина — тяготение к абстрактно-суммар­ ным образам, условно-легендарным и библейским сюжетам, риторическая ма­ нера''письма,— все это шло от Андрее­ ва. В рассказах А. Сорокина читатель попадает в условный мир, где фигури­ руют неведомые географии города и не­ известные по святцам экзотические име­ на. Подобно Андрееву, он часто отвле­ кается от реальных фактов и явлений, схематизируя их. Но мы не поняли бы творчества Со­ рокина, если бы не учли другой художе­ ственной силы, воздействовавшей на пи­ сателя и оказавшей на него решающее влияние,— творчества Горького. Есть у А. Сорокина повесть, озаглав­ ленная «Хохот желтого дьявола». За­ главие это как бы соединило в себе два основных литературных источника, кото­ рыми питался сибирский писатель,— М. Горький и Л. Андреев. Сорокин со­ единил в одно образ Желтого дьявола, созданный Горьким, и Красного смеха— Л. Андреева, горьковскую ненависть к капиталу, его активный социальный про­ тест и андреевский абстрактный протест против войны, переходящий в паниче­ ский страх перед ее ужасами. Для Леонида Андреева характерна тенденция к отходу от социальной про­ блематики в сторону абстрактно-фило­ софских и этических вопросов. Сорокин идет за Горьким, его больше всего вол­ нует конкретная социальная жизнь бур­ жуазного общества, ее кричащие проти­ воречия. Иногда он сближается с Горь­ ким даже сюжетно, развивая и варьируя горьковские мотивы и образы. В рассказе А. Сорокина «Две гранки» явственно ощутимо воздействие горьков­ ского рассказа «Озорник». Героем «Озорника» является рабочий типогра­ фии Миколка Гвоздев, герой Сорокина— наборщик Захаров. Конфликт горьков­ ского рассказу построен на столкнове­ нии между наборщиком и редактором га­ зеты. Такая же коллизия лежит в осно­ ве произведения Сорокина. Рассказы сближает и самое содержание конфлик­ та. Горьковский рабочий возмущен тем, что набираемая им либеральная газета на словах ратует за высокие идеалы, а на деле рабочие типографии нещадно эксплуатируются и обсчитываются, и он мстит редактору и издателю, вставив в передовую статью несколько сооствен- ных слов, изобличающих хозяев либе­ рального листка. Темой «Двух гранок» А. Сорокина также является бездушие хозяев. Герой рассказа наборщик Захаров совершает мелкую провинность, по его вине задер­ живается выход газеты, издатель терпит убыток. Захарова выгоняют из типогра­ фии. Вскоре он оказывается в среде бо­ сяков. Как-то попадается ему обрывок газеты, и в одной из статей- он узнает слог редактора, «нервный, с частыми вопросительными и восклицательными знаками». В статье велеречиво говорит­ ся об унижениях и оскорблениях, «в каждой строке звучали великая скорбь и сочувствие». Рассказ Сорокина подобно горьковско­ му направлен против либерализма с его красивой фразой, прикрывающей весьма прозаическую хозяйскую практику. Нетрудно, однако, заметить, что Со­ рокин не дотягивает до уровня горьков­ ского протеста. Горьковский Гвоздев — не только жертва, но и борец. Пусть про­ тест его выливается в стихийные озор­ ные формы, но это протест человека, по­ нявшего свое право на иную жизнь. Со- рокинский Захаров — только жертва; высшей точкой его подъема является осознание кричащего несоответствия между хорошими словами буржуазного либерала и его реальными делами. О борьбе он и не помышляет. Излюбленная форма А. Сорокина — аллегория. Известно, что сторонники «чистого» искусства с пренебрежением относились к аллегории, как литературе второго сорта. Не случайно М. Горький вынужден был выступить в защиту ал­ легории: «Нужно обладать очень свое­ образным талантом для того, чтобы пи­ сать аллегории». Горький объясняет стремление многих писателей использо­ вать жанр аллегории возможностями, за­ ложенными в этой форме, тем, «что в форме аллегории можно удобнее и про­ ще сказать то, что хочешь»1. Антон Сорокин принадлежал к тому- типу писателя, для которого литература была, прежде всего, средством «сказать то, что хочешь». Тяготение к аллегории определялось публицистической заква­ ской его таланта. Но аллегория, как это отметил Горь кий, предполагает известный схематизм. Сложность явлений жизни сводится в аллегории к четким, геометрическим ли­ ниям. Слабость некоторых рассказов А. Сорокина заключается в недостаточ­ ном наполнении сюжета жизненным ма­ териалом, в оголенности мысли, когда все содержание произведения сводится лишь к доказательству основной идеи. 1 М. Г о р ь к и й . Несобранные литературно­ критические статьи. М., 1941, стр. 34.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2