Сибирские огни, 1962, № 1
В. Зазубрин после короткого личного знакомства с ним недоумевал: — Не понимаю ничего... Очень ми лый, хороший человек, талантливый... О футуризме Сорокин писал весьма определенно, характеризуя его в статье «Заметки о литературе» (1920 г.), как «производство литературного суррогата для дураков»1. Сказанное не означает, что Сорокин был свободен от влияния буржуазной литературы, буржуазного мировоззре ния. Безусловное воздействие оказал на него Леонид Андреев. Сам стиль Соро кина — тяготение к абстрактно-суммар ным образам, условно-легендарным и библейским сюжетам, риторическая ма нера''письма,— все это шло от Андрее ва. В рассказах А. Сорокина читатель попадает в условный мир, где фигури руют неведомые географии города и не известные по святцам экзотические име на. Подобно Андрееву, он часто отвле кается от реальных фактов и явлений, схематизируя их. Но мы не поняли бы творчества Со рокина, если бы не учли другой художе ственной силы, воздействовавшей на пи сателя и оказавшей на него решающее влияние,— творчества Горького. Есть у А. Сорокина повесть, озаглав ленная «Хохот желтого дьявола». За главие это как бы соединило в себе два основных литературных источника, кото рыми питался сибирский писатель,— М. Горький и Л. Андреев. Сорокин со единил в одно образ Желтого дьявола, созданный Горьким, и Красного смеха— Л. Андреева, горьковскую ненависть к капиталу, его активный социальный про тест и андреевский абстрактный протест против войны, переходящий в паниче ский страх перед ее ужасами. Для Леонида Андреева характерна тенденция к отходу от социальной про блематики в сторону абстрактно-фило софских и этических вопросов. Сорокин идет за Горьким, его больше всего вол нует конкретная социальная жизнь бур жуазного общества, ее кричащие проти воречия. Иногда он сближается с Горь ким даже сюжетно, развивая и варьируя горьковские мотивы и образы. В рассказе А. Сорокина «Две гранки» явственно ощутимо воздействие горьков ского рассказа «Озорник». Героем «Озорника» является рабочий типогра фии Миколка Гвоздев, герой Сорокина— наборщик Захаров. Конфликт горьков ского рассказу построен на столкнове нии между наборщиком и редактором га зеты. Такая же коллизия лежит в осно ве произведения Сорокина. Рассказы сближает и самое содержание конфлик та. Горьковский рабочий возмущен тем, что набираемая им либеральная газета на словах ратует за высокие идеалы, а на деле рабочие типографии нещадно эксплуатируются и обсчитываются, и он мстит редактору и издателю, вставив в передовую статью несколько сооствен- ных слов, изобличающих хозяев либе рального листка. Темой «Двух гранок» А. Сорокина также является бездушие хозяев. Герой рассказа наборщик Захаров совершает мелкую провинность, по его вине задер живается выход газеты, издатель терпит убыток. Захарова выгоняют из типогра фии. Вскоре он оказывается в среде бо сяков. Как-то попадается ему обрывок газеты, и в одной из статей- он узнает слог редактора, «нервный, с частыми вопросительными и восклицательными знаками». В статье велеречиво говорит ся об унижениях и оскорблениях, «в каждой строке звучали великая скорбь и сочувствие». Рассказ Сорокина подобно горьковско му направлен против либерализма с его красивой фразой, прикрывающей весьма прозаическую хозяйскую практику. Нетрудно, однако, заметить, что Со рокин не дотягивает до уровня горьков ского протеста. Горьковский Гвоздев — не только жертва, но и борец. Пусть про тест его выливается в стихийные озор ные формы, но это протест человека, по нявшего свое право на иную жизнь. Со- рокинский Захаров — только жертва; высшей точкой его подъема является осознание кричащего несоответствия между хорошими словами буржуазного либерала и его реальными делами. О борьбе он и не помышляет. Излюбленная форма А. Сорокина — аллегория. Известно, что сторонники «чистого» искусства с пренебрежением относились к аллегории, как литературе второго сорта. Не случайно М. Горький вынужден был выступить в защиту ал легории: «Нужно обладать очень свое образным талантом для того, чтобы пи сать аллегории». Горький объясняет стремление многих писателей использо вать жанр аллегории возможностями, за ложенными в этой форме, тем, «что в форме аллегории можно удобнее и про ще сказать то, что хочешь»1. Антон Сорокин принадлежал к тому- типу писателя, для которого литература была, прежде всего, средством «сказать то, что хочешь». Тяготение к аллегории определялось публицистической заква ской его таланта. Но аллегория, как это отметил Горь кий, предполагает известный схематизм. Сложность явлений жизни сводится в аллегории к четким, геометрическим ли ниям. Слабость некоторых рассказов А. Сорокина заключается в недостаточ ном наполнении сюжета жизненным ма териалом, в оголенности мысли, когда все содержание произведения сводится лишь к доказательству основной идеи. 1 М. Г о р ь к и й . Несобранные литературно критические статьи. М., 1941, стр. 34.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2