Сибирские огни, 1962, № 1
очень благотворно действовавших» на него, «человеком большой культуры». Но существует и другой взгляд на Со рокина. В статье «Дикий перец» Мих. Никитин приводит диалог, услышанный им на мосту через Омку: — Говорят, умер писатель Соро кин,— сказала своему спутнику дама в каракулях. — Какой же он писатель,— солидно возразил спутник,— просто сумасшед ший. Такое обывательское представление о писателе можно было бы игнорировать, но его придерживались и некоторые кри тики. Н. Ф. Чужак, например, писал о Сорокине: «...в лице Антона Сорокина, по глубокому моему убеждению, мы име ем человека несомненно психически больного...» И Чужак был далеко не одинок. А. Сорокин тщательно собирал все, что о нем писалось, а среди вырезок из газет и журналов, хранящихся в ар хиве писателя, есть немало содержащих утверждения о его психической ненор мальности. Характерно, что заглавие статьи-не кролога, опубликованной вскоре после смерти Сорокина в московской газете «Читатель и писатель» (№ 15 за 1928 г.), имеет форму вопроса: «Кем же был он?» И хотя автор некролога — пи сатель Сергей Марков — говорит о Со рокине с чувством искренней симпатии, статья завершается опять-таки вопросом: «Кем же был этот «человек-тень», этот донкихот с бумажным забралом?» Спор о Сорокине мог бы решить чита тель, но этот верховный судья литера туры лишен возможности сказать свое слово, так как сорокинские произведе ния давно сделались достоянием анти кварных собраний. Литературное наследие писателя ко личественно достаточно велико. При первом посмертном разборе архива Со рокина в нем было обнаружено до че тырехсот названий напечатанных и не напечатанных произведений. В действи тельности их много больше — до двух тысяч. Он много работал, в печати опублико вана лишь малая доля его сочинений. По-видимому, он имел основание сказать о себе: «...я настойчив, как Мартин Иден... и упрям, как русский крестья нин»1. И все же до сего дня, хотя с момента смерти Сорокина прошло тридцать с лишним лет, не появилось собрания его сочинений или хотя бы сборника избран ных рассказов. Чтобы ознакомиться с со чинениями писателя, приходится перели стывать подшивки старых газет и журна лов, ворошить его архив. Ни одной кни ги Сорокина за тридцать лет не издано. А молва передает из поколения в поко ление легенды и анекдоты о писателе, нередко окружающие его имя нелестным ореолом сенсации и скандала. Творче ство писателя заслоняется рассказами о его действительных и выдуманных экс центрических поступках, создается ре путация рекламиста, графомана, беспар донного «делопроизводителя собствен ной славы». Вспоминают, как А. Сорокин будто бы выдвинул себя кандидатом на Нобелев скую премию, как он разослал письма главам многих государств с просьбой прочитать его произведение, о вежли вом отказе, присланном Сорокину коро лем Сиама (остальные главы государств не удостоили писателя ответом); вспоми нают о письме, опубликованном в жур нале «Огонек» (1915 г.), где объявля лось о самоубийстве сибирского писате ля Антона Сорокина, помещался порт рет «покойного», в то время как автор этой затеи — Антон Сорокин — спокой но. разгуливал по улицам Омска. Вспо минают, что на обложке отдельного из дания своего памфлета «Таланты Сиби ри и золото» он сделал надпись: «Лю дей, ограниченных умом, просят не чи тать», а на последней странице этой брошюры помещена фотография скуль птурного портрета Сорокина с надпи сью: «Сибирскому Киплингу, Джек Лон дону и Метерлинку. Проект памятника Антону Сорокину». Десятки анекдотов связаны с именем Сорокина, они живу чи, переходят из уст в уста. Но что на писал Сорокин, каково содержание его творчества,— об этом часто не имеют представления не только слушатели, но и сами рассказчики историй из жизни писателя. ^ % * Сорокина иногда называют футури стом. Футуристы делали попытки прив лечь его в свои ряды. В действительно сти творчество А. Сорокина не имеет ни чего общего с футуризмом. Обманывала репутация Сорокина — его эксцентрич ные поступки, «скандалы». Творчески сибирский писатель был весьма далек от течения, объявившего своей эстетиче ской программой заумь, «самовитое са моценное слово». Для Сорокина слово — орудие мысли, он всегда видит перед собой идейные за дачи, которые надо решить средствами языка. При ближайшем знакомстве с мате риалами биографии писателя обнаружи вается, что этот «беспардонный рекла мист», распространявший свои бесчис ленные фотографии, называвший себя «королем шестой державы», был в сущ ности очень скромным человеком, доб росовестно выполнявшим обязанности счетовода при управлении Омской же лезной дороги. Наслышанный о скан дальном поведении Антона Сорокина,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2