Сибирские огни, 1962, № 1
висит, должного почтения не обнаружи ваем». Как это Балуева характеризует? Очень плохо,— утверждает И. Вино градов,— потому что Балуев не о чело веке собственно беспокоится, а о произ водстве, которое теряет оттого, что к че ловеку нет должного почтения. Очень хорошо,— ответят другие.— Балуев заметил то, чего мы раньше не замечали, и в интересах производства надо эту нашу оплошность непременно исправить. И. Виноградов и его сторонники дела ют по меньшей мере две существенных ошибки. Первая. Они искусственно отделяют Балуева-человека от Балуева-производ- ственника. До сих пор мы в нашей кри тике усердно доказывали единство лич ных и общественных интересов у мно гих героев советской литературы. Балу еву И. Виноградов почему-то отказал в этом качестве. Раз ты беспокоишься, проявляешь доброту к людям не по лич ной душевной потребности, а лишь в интересах производства, то рационалист ты и холодная душонка, черствый су харь, а не человек! Ну а как быть, если производство, общественное дело, строительство материально-технической базы коммунизма и есть его личное, кровное дело? Ведь тогда ирония И. Ви ноградова попросту неуместна. Вторая. Они рассматривают Балуева вне его внутренней эволюции, обуслов ленной временем, вне его непрерывного движения к совершенству. Балуев посту пил так-то, сказал то-то. Плохо он посту пил, неверно он сказал. Могло с ним такое случиться? Могло. Балуев — сын своего времени, на нем его свет и его тени. Он искал и совершал ошибки, на ходил и заблуждался. Все это необходи мо теперь объяснять, а не произносить безапелляционные приговоры. В чем-то Балуев мог быть непоследовательным, в чем-то он мог измениться не так, как нам бы этого хотелось, но всегда неиз менными оставались его коммунистиче ские идеи, его устремленность в наше завтра, его любовь к человеку, любовь не «вообще», а целенаправленная и дей ственная, не оторванная от дела, кото рому он служит. Балуевы, как молодогвардейцы и Со коловы, как Журбины и Воропаевы, как Батмановы и Вахиревы, ближе к нашему идеалу, чем аксеновские и им подобные герои, и следовало бы нашей критике бе режно с ними обращаться. Н. Островский создал неповторимый и удивительный образ Павки Корчаги на, но с тех пор советская литература не топталась на месте, не останавлива лась в своем развитии. Она создала об разы, которые народ уже взял на воо ружение в его борьбе за человека, за коммунистическое будущее. Не’ считать ся с этим нельзя. «Сердечная потребность» кого-то лю бить, «душевность» и «человечность» вообще нас сегодня устроить не могут, так как подлинный гуманизм неотделим от коммунистической партийности. XXII съезд Коммунистической партии Советского Союза принял программу бу дущего. Советский народ с огромным подъемом приступил к ее практическо му осуществлению. Отныне мы ничего не поймем в делах наших современни ков, если не будем учитывать реального содержания этой далеко вперед загля нувшей Программы. Так и с литератур ной теорией. Мы ничего не поймем в современном литературном процессе и непременно отстанем от художественной практики, если в своих теоретических построениях не будем исходить из по требностей Программы построения ком мунистического общества, из потребно стей завтрашнего дня.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2