Сибирские огни, 1962, № 1

истребить всех до единой птицы!.. Я человек управляемый». Встречает Вла­ димир и хороших людей, показывает им, на что он способен, но невольно прихо­ дится думать: а не без основания потя­ нуло мальчишку на вселенскую скорбь! Самое странное в истории с этой «са­ мостоятельно» мыслящей личностью — это попытка теоретически обосновать за­ кономерность ее появления в нашей жиз­ ни, в нашей литературе. «Есть у нас удивительный Павка Кор­ чагин, до сих пор остающийся высоким нравственным примером для нашей мо­ лодежи»,— пишет И. Виноградов в ста­ тье «О современном герое» («Новый мир», 1961, № 9). И установив, затем, что ничего похожего у нас с тех пор не появилось, сразу же переходит к пове­ сти В. Аксенова «Коллеги». Хотя, по мнению И. Виноградова, «повесть вряд ли отражает даже и те высшие принци­ пы общественного сознания, до которых поднимается хотя бы только и молодое поколение наших дней — в лучшей его части, конечно», все-таки «В. Аксенов уловил, в общем, верно» «характерную психологическую черту нынешней моло­ дежи». Что же это за черта? «Стремле­ ние к самостоятельной, личной выработ­ ке своего отношения к жизни»,— отве­ чает И. Виноградов. «Черта эта,— про­ должает он,— отнюдь, конечно, не пред­ ставляет собой какого-то новейшего нравственного завоевания», но тем не менее, «в наше время, в наших услови­ ях» она «есть закономерное проявление властной и неотвратимой исторической необходимости». Знакомые мысли! Аксеновские герои и Владимир из сценария В. Розова по сути дела примерно так и рассуждают. Было время, когда их отцы не смели думать самостоятельно, а вот теперь, «в наше время, в наших условиях», они, молодые, себе этого позволить не могут. Никто не спорит: «самостоятельные» Володи и Димы существуют как экзоти­ ческие экземпляры больших городов, увы, существует и литература о них, но правомерно ли объявлять их появление «исторической необходимостью», посвя­ щать им стихи, романы, сценарии с це­ лью оправдать и защитить их от заслу­ женного презрения? Не за узкие брючки и не за стремление к самостоятельности, а за чуждые нам, позаимствованные за океаном идеи. А потом — не маловато ли одного вы­ шеупомянутого стремления для харак­ теристики «отличительной черты наших молодых людей последнего времени»? Поезжайте на целинные земли — там молодежь работает и обживает пустын­ ные места. Пойдите на завод — там найдете не одну молодежную бригаду коммунистического труда. В прошлом году в Новосибирске состоялась конфе­ ренция молодых ученых. На нее собра­ лось свыше двух тысяч человек, не до­ стигших тридцати лет. Было прочитано четыреста интереснейших докладов. Это был настоящий форум будущего «сибир­ ской» науки. Нет, не «стремление к вы­ работке» характеризует всех этих моло­ дых людей — рабочих, целинников, уче­ ных,— а нечто более значительное и весомое. Поближе к жизни! —- советует нам Коммунистическая партия, — тогда в литературе появятся не Димы и Володи, а Корчагины и Кошевые. Любопытно, что И. Виноградов, за­ крывая глаза на все существенные изъ­ яны повести «Коллеги», со всей внима­ тельностью и осторожностью выделяет то немногое, что «верно уловил» В. Ак­ сенов. Но со всей силой своего уничто­ жающего сарказма он обрушивается на действительно значительную новатор­ скую повесть В. Кожевникова «Знакомь­ тесь, Балуев». В образе Балуева В. Ко­ жевников на самом деле уловил не при­ зрачные, весьма неопределенные «стрем­ ления к выработке», а уже выработан­ ные, долгим опытом проверенные отнок шения к нашей жизни. Коротко говоря» они состоят в том, что он ни на одну ми­ нуту не мыслит себя вне дела, которое сегодня вершит его народ, и ему он от­ дает все свои силы, что в современных условиях он с особенной остротою почув­ ствовал свою ответственность перед лю­ дьми, свою обязанность «беречь каждо­ го человека» и драться за «каждого че­ ловека, как за свое счастье!» Что не устраивает И. Виноградова в Балуеве? «Забота о человеке,— пишет он,— идет у Балуева не «от души», не от сердечной потребности, ему свойствен­ на только «служебная доброта», доброта для него «искусный метод руководства», «действенный метод организации про­ изводственных успехов». «Право же, — восклицает И. Виноградов,— как-то не ощущаешь почти, тепло ли, холодно ли самому Балуеву от его доброты, нужны ли ему и в самом деле, интересны ли ему сами по себе, близки ли по-челове­ чески, душевно те люди, к которым он и внимателен, и добр, и заботлив...» Звучит такая характеристика Балуева не менее как убийственно. Ведь это же все равно, что «душу живу» из челове­ ка вынуть, а вместо нее органчик поста­ вить. Балуев рисуется здесь недалеким казенным человеком, нет, человечиш- ком... А в доказательство — остроты и цитаты, цитаты и остроты. Чтобы опровергнуть И. Виноградова, ничего не стоит привести десяток цитат, свидетельствующих о подлинно челове­ ческом, душевном отношении Балуева к людям. Но в этом нет никакой необходи­ мости, так как суть дела не в них, а в том, каков «угол зрения» критика. Вот, скажем, заметил Балуев, что у нас на строительстве нередко такая «петрушка получается»: «К вещи, под­ чиненной человеку, огромное внимание, а к самому хозяину, от которого она за­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2