Сибирские огни, 1962, № 1
истребить всех до единой птицы!.. Я человек управляемый». Встречает Вла димир и хороших людей, показывает им, на что он способен, но невольно прихо дится думать: а не без основания потя нуло мальчишку на вселенскую скорбь! Самое странное в истории с этой «са мостоятельно» мыслящей личностью — это попытка теоретически обосновать за кономерность ее появления в нашей жиз ни, в нашей литературе. «Есть у нас удивительный Павка Кор чагин, до сих пор остающийся высоким нравственным примером для нашей мо лодежи»,— пишет И. Виноградов в ста тье «О современном герое» («Новый мир», 1961, № 9). И установив, затем, что ничего похожего у нас с тех пор не появилось, сразу же переходит к пове сти В. Аксенова «Коллеги». Хотя, по мнению И. Виноградова, «повесть вряд ли отражает даже и те высшие принци пы общественного сознания, до которых поднимается хотя бы только и молодое поколение наших дней — в лучшей его части, конечно», все-таки «В. Аксенов уловил, в общем, верно» «характерную психологическую черту нынешней моло дежи». Что же это за черта? «Стремле ние к самостоятельной, личной выработ ке своего отношения к жизни»,— отве чает И. Виноградов. «Черта эта,— про должает он,— отнюдь, конечно, не пред ставляет собой какого-то новейшего нравственного завоевания», но тем не менее, «в наше время, в наших услови ях» она «есть закономерное проявление властной и неотвратимой исторической необходимости». Знакомые мысли! Аксеновские герои и Владимир из сценария В. Розова по сути дела примерно так и рассуждают. Было время, когда их отцы не смели думать самостоятельно, а вот теперь, «в наше время, в наших условиях», они, молодые, себе этого позволить не могут. Никто не спорит: «самостоятельные» Володи и Димы существуют как экзоти ческие экземпляры больших городов, увы, существует и литература о них, но правомерно ли объявлять их появление «исторической необходимостью», посвя щать им стихи, романы, сценарии с це лью оправдать и защитить их от заслу женного презрения? Не за узкие брючки и не за стремление к самостоятельности, а за чуждые нам, позаимствованные за океаном идеи. А потом — не маловато ли одного вы шеупомянутого стремления для харак теристики «отличительной черты наших молодых людей последнего времени»? Поезжайте на целинные земли — там молодежь работает и обживает пустын ные места. Пойдите на завод — там найдете не одну молодежную бригаду коммунистического труда. В прошлом году в Новосибирске состоялась конфе ренция молодых ученых. На нее собра лось свыше двух тысяч человек, не до стигших тридцати лет. Было прочитано четыреста интереснейших докладов. Это был настоящий форум будущего «сибир ской» науки. Нет, не «стремление к вы работке» характеризует всех этих моло дых людей — рабочих, целинников, уче ных,— а нечто более значительное и весомое. Поближе к жизни! —- советует нам Коммунистическая партия, — тогда в литературе появятся не Димы и Володи, а Корчагины и Кошевые. Любопытно, что И. Виноградов, за крывая глаза на все существенные изъ яны повести «Коллеги», со всей внима тельностью и осторожностью выделяет то немногое, что «верно уловил» В. Ак сенов. Но со всей силой своего уничто жающего сарказма он обрушивается на действительно значительную новатор скую повесть В. Кожевникова «Знакомь тесь, Балуев». В образе Балуева В. Ко жевников на самом деле уловил не при зрачные, весьма неопределенные «стрем ления к выработке», а уже выработан ные, долгим опытом проверенные отнок шения к нашей жизни. Коротко говоря» они состоят в том, что он ни на одну ми нуту не мыслит себя вне дела, которое сегодня вершит его народ, и ему он от дает все свои силы, что в современных условиях он с особенной остротою почув ствовал свою ответственность перед лю дьми, свою обязанность «беречь каждо го человека» и драться за «каждого че ловека, как за свое счастье!» Что не устраивает И. Виноградова в Балуеве? «Забота о человеке,— пишет он,— идет у Балуева не «от души», не от сердечной потребности, ему свойствен на только «служебная доброта», доброта для него «искусный метод руководства», «действенный метод организации про изводственных успехов». «Право же, — восклицает И. Виноградов,— как-то не ощущаешь почти, тепло ли, холодно ли самому Балуеву от его доброты, нужны ли ему и в самом деле, интересны ли ему сами по себе, близки ли по-челове чески, душевно те люди, к которым он и внимателен, и добр, и заботлив...» Звучит такая характеристика Балуева не менее как убийственно. Ведь это же все равно, что «душу живу» из челове ка вынуть, а вместо нее органчик поста вить. Балуев рисуется здесь недалеким казенным человеком, нет, человечиш- ком... А в доказательство — остроты и цитаты, цитаты и остроты. Чтобы опровергнуть И. Виноградова, ничего не стоит привести десяток цитат, свидетельствующих о подлинно челове ческом, душевном отношении Балуева к людям. Но в этом нет никакой необходи мости, так как суть дела не в них, а в том, каков «угол зрения» критика. Вот, скажем, заметил Балуев, что у нас на строительстве нередко такая «петрушка получается»: «К вещи, под чиненной человеку, огромное внимание, а к самому хозяину, от которого она за
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2