Сибирские огни, 1962, № 1
как растения и животные, которые не строят никаких теорий... В народе гово рят: все там будем. Все! И передовики производства, и бездельники, и благо родные люди, и подлецы. А где это «там»? Нет этого «там». Тьма. И тьмы нет, тьма — это тоже жизнь. Какое мне дело до всего на свете, если я каждую минуту чувствую, что когда-то я исчез ну н а в с е г д а ? ! » Когда-то такие мыслишки квалифици ровались с предельной социальной яс ностью: мещанские мыслишки! В. Аксе нов приписывает их «смело», «самосто ятельно» думающему молодому совет скому человеку. В другом месте повести этот же Максимов произносит монолог в защиту «высокого слова»: «Не нужно бояться высоких слов. Прошло то время, когда отдельные сволочи могли спекули ровать этими словами... Мы очистим эти слова. Сейчас это главное: бороться за чистоту своих слов, своих глаз и душ. А на старье — в облаву!» Кто это «мы»? Максимов, у которого что ни слово, то проповедь старья. За какую чистоту он призывает бороться? Как поверить читателю, что Максимов, называющий стремление служить лю дям «идиотским задорчиком», вдруг стал поборником чистоты слов и душ? Об этом уже говорилось в печати и не стоило бы повторять, если бы у В. Аксе нова не нашлись последователи и теоре тики, пытающиеся обосновать законо мерность появления такого рода героев в нашей литературе, если бы сам В. Ак сенов не выступил с романом «Звездный билет», в котором более или менее скры тые тенденции повести «Коллеги» обна ружились во всем своем блеске. Если в повести В. Аксенова еще был какой-то намек на преемственность поко лений, если в ней был «романтик» и «идеалист» Саша Зеленин, желающий служить людям, то в «Звездном билете» ничего подобного уже нет. Есть в рома не трудно терпимый «образцовый» брат Димки — среднее поколение и совер шенно нетерпимые приверженцы «ста рья», всякого рода перерожденцы, де ляги, пошляки — представители дрях лого поколения «отцов». И есть в нем «дети» — процветающее племя «неза висимых» ниспровергателей, жажду щих жить и думать, хотя и дрянно и глупо, но зато «самостоятельно». Об этом тоже много и хорошо писали. Са мое печальное, что дань моде на «ниги листа» отдают и другие писатели. В литературном сценарии «А, В, В, Г, Д...», опубликованном в «Юности» (№ 9 за 1961 год), В. Розов рисует го родского, всем разочарованного мальчиш ку, «нигилиста» с головы до пят. Мо жет быть, В. Розова и В. Аксенова за интересовали причины появления таких «критически мыслящих» личностей? Нет, их появление в нашем обществе пи сатели считают естественной данью вре мени, и они заняты только тем, чтобы доказать: эти принципиальные бездель ники в сущности хорошие люди, надо только отнестись к ним повнимательней, надо осторожно и тонко пестовать их тонкие души. Главный герой киносценария Влади мир, как А, Б, В, Г, Д, знает ныне об щедоступные истины об общественно по лезном труде, о целине, о долге... Одна ко он от работы отказался, учиться не- желает — ему ото всего «муторно», а при слове «должен», он прямо визжит от негодования: «Не успел я появиться на свет, я только и слышу: «Ты должен, должен, должен!» Я никому ничего не должен!» Отчего же ему все-таки «муторно»? Он этого не скрывает: «...Люди изобретают цветное телеви дение и магнитофон, готовы открыть тайну белка и улететь на Луну, но от этого не делаются ни честнее, ни счаст ливее». Кроме того, Владимира «одолели» са модовольные тупицы, жулики, карьери сты, приспособленцы, подхалимы, и он,, скорбя о всем человечестве, подумывает: «А может быть, взорвать весь земной шар к чертовой матери! Уничтожить всех разом! Пускай начнется все с нача ла, с одноклеточных... Может быть, тем, другим, повезет?» Разумеется, отец для Владимира — существо, «мыслящее узко», а дядя — «серость и посредственность». Все, что они ему могут сказать, он давно и хоро шо знает. Автор не разделяет мыслей своего ге роя, но и не обращает внимания на их «знакомость», на их широкую распро страненность в буржуазной пропаганде, он лишь сочувствует своему герою и считает его безобидной заблудшей овеч кой. Владимир в общем-то человек че стный, открытый, прямой, уверяет нас автор, и показывает, как он «прямо» и «открыто» издевается над всем, что до рого и свято для каждого действительно честного советского человека, как груб и черств он с родителями, как элемен тарно бестактен с дядей и хамоват в об щении со своими сверстниками. Мир густо заселен мерзавцами — эта мысль будто бы терзает Владимира и не дает ему жить спокойно, как живут все. Неужели из своего пока ничтожного школьного и семейного опыта пришел он к столь неутешительным выводам? Оказывается, нет. Обозлившись на дядю, который по смел учить его и воспитывать, Владимир без вещей и денег, налегке побежал до мой, в Москву (дядя жил за Уралом). По дороге он сталкивается то со старичком, собственником и стяжателем, то с мел ким жуликом-вымогателем, то с вором, стащившим у него пиджачок, то с неким командировочным, который делает толь- кто то, что велят: «Вот скажи мне: «На до всех уток, кур, гусей в нашем крае истребить!» Поеду и буду разъяснять:
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2