Сибирские огни, 1962, № 1
«чуждым элементом». Как с ним быть? Осудить-то осудили за обман, ну а дальше что? Ося, исключительно талантливый паренек, в институт не принят, так как отец у него кустарь. Ося подавлен, он всерьез подумывает о том «надежном способе», который их недавно оглушил: «и не к чему перечень...» А у Вани Рев- нова отца убили кулаки, и теперь Ваня в школе признанный «политик», непри миримый, прямолинейный, бескомпро миссный... «В те пламенные годы» (это все определения автора) страна пережи вала нечто небывалое, и с самого ран него детства взбудораженные ребята пы тались все понять, во всем разобраться, определить, найти свое место в жизни. Большинство из этих ребят пошли на химический завод, потому что школу окончили с химическим уклоном, потому что завод был рядом да и некуда было пойти: в стране еще живо ощущался из лишек рабочих рук. У нас тогда, в годы первой пятилетки, лишь начиналась борьба за большую отечественную химию. Техника на заво де была примитивной, и молодым рабо чим пришлось неимоверно трудно. Адо ва работа — не меньше. Никакой радо сти труда они на первых порах не испы тывали. Выла еле-еле терпимая духота цехов, были ожоги, ушибы, отравления, были отвратительные, всюду преследую щие запахи и реальная опасность полу чить тяжелое увечье. Тело было разбито непривычной работой, а им казалось, что разбита вся жизнь. Были среди них и такие, которые не выдерживали на пряжения, не выдерживали каждоднев ных опасений и страхов за себя —за свои руки, за свое здоровье. «Не сразу, ох не сразу начинаем мы любить труд, свою работу!» — восклицает лирический герой повести, затем полемически про должает с высоты своего многолетнего трудового опыта: «Я за правду. Я за то, чтобы прямо сказать молодежи: ра бота — не игрушки. Любая работа труд на, приготовьтесь к трудностям». А как же с романтикой? В. Ажаев написал лирическую по весть. О своих сверстниках, о поре своей юности он вспоминает горячо и взвол нованно. Автор — не простой участник событий, он оценивает их, забегает впе ред, делает пространные отступления, в которых факты нашей недавней истории приобретают живую плоть и кровь. Он влюблен в своего ведущего героя Бори са Ларичева, мы постоянно слышим: «Борис, милый герой мой...» «Ты сер дишься на меня, Борис?» И нас это ни сколько не удивляет. Как же иначе? Ведь Борис из тех, кто укладывал пер вые, совсем нелегкие кирпичи в фунда мент социализма, кто, трудясь, сам рос как полновластный хозяин завода, хозя ин страны, хозяин своего будущего. Рабочие пареньки, они еще по-детски, не осознавая всего огромного значения этих слов, произносили: «Коренные мо сквичи, вроде нас, обязаны помочь мо сковскому пролетариату вьшолнйть пя тилетку в четыре года». Еще по-детски они проникались на какое-то мгновение жалостью к себе, когда замечали ее в глазах своих родных, по-детски серди лись, когда отец старательно пересчиты вал деньги их первой получки: не жад ность ли в нем заговорила! Но уже по- взрослому трудились, по-взрослому шли навстречу опасностям, по-взрослому ре шали: завод и есть для них настоящая школа жизни! А романтика «пришла» вместе с их самоотверженностью, вместе с творчеством, вместе с хозяйским отно шением к народной собственности, вме сте с осознанием того неоспоримого фак та, что живут и героически трудятся они во имя человека, во имя его счастливого коммунистического завтра. Я еще ничего не сказал о том, как умно направлял и поправлял их комму нист Пряхин, директор завода, как всту пали они в свой первый неумело прово димый бой со старыми спецами, работа ющими «от» и «до», как наивно воспи тывали они своих товарищей, как рож дались в них рабочая гордость, рабочая дружба, рабочая ответственность за все, что происходит на свете. Нет, «Преди словие к жизни» В. Ажаева не истори ческое повествование, это рассказ о веч но новом и живом процессе рождения Человека в горниле свободного социа листического труда. В. Ажаев и обра щается своим произведением непосред ственно к современной молодежи: «У нас были тяжелые жертвы в те пламен ные годы, и мы говорим молодым, иду щим за нами: не забудьте это, не забудь те, вы не имеете права забыть все, что было с вашими отцами и старшими бра тьями!» Не забудьте! По-моему, у В. Ажаева есть известные основания написать та кое обращение. В некоторых произве дениях о молодежи наших дней весьма отчетливо продемонстрирована эта странная забывчивость. «Старшее поко ление» в них выглядит частенько безна дежно отставшими сухарями, а то и де лягами. На первом плане в таких произ ведениях — молодые люди, смелые, от чаянные нигилисты, ниспровергатели авторитетов, которые всем недовольны, все и вся отрицают, а если вдруг начи нают философствовать, излагая свое жизненное кредо, то легко обнаружива ется его убогость и примитивизм. Одна ко, как уверяют авторы, это им нисколь ко не мешает совершить героический по ступок или разоблачить какого-нибудь негодяя, или начать работать чуть ли не в бригаде коммунистического труда. В повести В. Аксенова «Коллеги» мо лодой врач Максимов с жаром развива ет такую «свеженькую» мысль: «Мы философствуем, боремся за передовые идеи, лепечем о пользе общественного труда, строим теории, а в конечном ито ге разлагаемся на химические элементы, 11. «Сибирские огни» № I.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2