Сибирские огни, 1962, № 1
ния ими на благо человеку, романтики трудовых побед и подвигов, романтики борьбы за коммунистическое отношение к труду. Пожалуй, это одна из особен ностей переживаемого нами периода в развитии литературы социалистического реализма. Откройте повесть В. Липатова «Стре жень» — она начинается со сцены тру да рыбаков. Никаких особенных собы тий не происходит на берегу Оби. Люди собрались утречком на Карташевском стрежевом песке, забросили невод, по том вынули его, само собой разумеется, с рыбой... И обо всем этом рассказано неторопливо, обстоятельно, со свойст венной писателю пластикой и в то же время с такой заразительной увлечен ностью, что, читая, не замечаешь, как «проглатываешь» целых два десятка страниц «производственного» текста. В чем тут дело? Да, нас заинтересовали многие члены рыболовецкой бригады. Да, обстановка поэтическая — утро, река, простор, к тому же и работа рыбаков не совсем обычна — есть в ней охотничья страсть и охотничий азарт. Все это верно. Но за душу берет нечто другое. «Это великое искусство, — спокойно пишет В. Липатов, — ставить невод на Оби, которая несется навстречу катеру, бурлит под его острым и вздернутым но сом, всей силой стрежня хватается за днище и борта. Никаких примет, ника ких ориентиров нет у бригадира—только чувство пространства, невода, силы те чения». Бригадир владеет этим «великим ис кусством», он отлично ставит невод, до волен и «полон радушия». Но катер по ворачивает к берегу... «— Стоп!— басом командует брига дир, да зря: механик Семен Кружилин уже сбавил обороты мотора, приостано вил обратным ходом винта бег катера к берегу и, высунувшись из иллюминатора машинного отделения, придирчиво ози рает работу бригадира. Тот командирски покрикивает: — На машине! Не зевать! — И опять зря. Семен Кружилин, ка ким-то образом уже оказавшийся на стрежевом песке, пальцем прикасается к белой выпуклой кнопке, подкручивает винты, гремит рычагами, и выборочная машина, гулко хлопнув дымным колеч ком, оживает». Замечательное чувство товарищества в слаженном коллективном труде, чувство радости и одновременно высокой ответ ственности перед людьми испытывают герои В. Липатова. И мы начинаем по нимать, что они будут испытывать эти чувства независимо от того, будут ли они ловить рыбу или строить дома, ос ваивать целину или лететь к звездам. «Великость» их труда, подчас непримет ного, вдруг заполняет в нас все, вдруг преображает и «приподнимает» почти каждого героя повести. Здесь есть влюб ленность в свое дело, увлеченность тру дом, пафос творчества. Именно через коллективный труд, через отношение к нему мы постигаем человеческие качест ва героев, узнаем, какими духовными ценностями каждый из них обладает. Этой высокой общественной значимости коллективного труда, его величавости не смогла понять Виктория Перелыгина, она подошла к нему со своей узколич ной меркой, и сразу исчезла для нее красота и романтика труда советских людей, он показался ей серым, буднич ным, обыденным. Ее отличные трудовые «показатели» — усердие, точность, тре бовательность — на поверку оказались пустышками, лишенными большого гу манистического смысла. Каждый в бри гаде старался и болел за всех, каждый трудился для людей, и только Виктория за себя и для себя. В. Ажаев в прошлом году опублико вал маленькую повесть «Предисловие к жизни». Она о молодежи начала трид цатых годов. В ней, как и в повести В. Липатова, могут быть свои художест венные просчеты, но не о них сейчас речь, а о том, что составляет душу сов ременного литературного процесса. Коммунистический труд! Это и суб ботники, и ударничество, стаха новское движение и социалистическое соревнование, наконец, бригады ком мунистического труда. Однако все это рождалось не сразу и нелегко, это проходило через души людей и их судьбы, зрело в десятках, в сотнях, а потом — в тысячах и миллионах, накла дывало неизгладимый отпечаток на ха рактеры и взгляды, на поведение и вза имоотношения людей, то есть меняло в конце концов эту так называемую «из вечную» природу человека, делало Чело веком. Повесть В. Ажаева — это своеобраз ное воспоминание о том, как первое по коление советских людей входило в жизнь, как на самом деле проходил этот первоначальный сложнейший про цесс рождения обычного человека соци алистического общества. И вот что при мечательно: эти девушки и юноши, чуть-чуть постарше Революции, входили в нее через труд, отнюдь не празднич ный, не радостный, а через обыкновен ный физический изнурительный труд. Как всем им хотелось учиться! Но у одного мать мается с тремя ребятенка- ми, у другого отец болен, у третьего ро дители содержат большую семью и от старшего давненько, терпеливо и молча ждут помощи. Были и такие, которые ни в чем не нуждались: дети кустарей, бывших непманов и прочих. В учебные заведения они не попадали по другим причинам: в институтах, испытывавших хронический «недобор», господствовал классовый подход. У молодых людей «тех труднейших, прекрасных, романтических лет» были свои большие сложности. Женя, хоро ший, славный товарищ, поэт, оказался
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2