Сибирские огни, 1962, № 1
вое настроение пролетария, вытекающее из осознания им своих сил, из более ус ваиваемого им взгляда на себя, как на хозяина мира и на освободителя челове чества»1. Не трудно заметить, что М. Горький искал в то время определение своего метода, и весьма любопытно, что он свя зывал его с «романтизмом коллективиз ма». «Проводник всемирного братства и свободного труда», «хозяин мира» и «освободитель человечества» — вот воз вышающие черты героя «романтизма коллективизма», то есть горьковского героя. Приподнятость выразительных средств может быть, а может и не быть. Как за внешней «реалистичностью» иной литературы скрывается настоящий де каданс, так за добротной реалистично стью нашей литературы скрывается под линная романтика, которая обусловле на самой реальной «фантастичностью» нашего времени, его героичностью, его страстной устремленностью в коммуни стическое будущее. М. Горький писал впоследствии: «Наша действительность героична и потому романтична». Проблема природы революционного романтизма как составной части социа листического реализма у нас, к сожале нию, еще не изучена. Но уже очевидна нерасторжимость понятий реализма и романтизма в наше время, их единство и слитность необходимо вытекает из са мого объекта изображения—советского человека, социалистического общества, ныне строящего коммунизм. Эта слит ность стала характерной особенностью социалистического реализма. А. Фадеев тад и писал: «У нас, быть может, впер- вьш в истории мировой литературы, реа лизм органически слит с романтикой»2. В нашем литературоведении очень много неясностей в решении этой проб лемы, потому что о методе и стиле мы частенько говорим абстрактно, без уче та опыта советской литературы. Кто может сомневаться, что Фадеев и Вс. Иванов, Лавренев и Гайдар, Баг рицкий и Светлов, Вишневский и Пау стовский — писатели-реалисты, и в то же время «романтическое» в их творче стве выражено особенно сильно и ярко. Это любопытные факты нашей литера туры, и они требуют осмысления. А ведь у нас случается и так, что не которые исследователи, даже говоря о творчестве Горького, в частности о его «Матери», не находят нужным сказать о «романтичности» образов Ниловны и Павла. Для них это только «типические характеры в типических обстоятель ствах». Весь пафос анализа «Матери» в десятом томе «Истории русской литера туры», например, сосредоточен на дока 1М. Г о р ь к и й . История русской литера туры. М., 1939, стр. 70. 2 А. Ф а д е е в . За тридцать .лет. М., Совет ский писатель, 1957, стр. 373. зательстве, почему неправ В. Боровский, называвший тип Ниловны как «малове роятный» и «надуманный», почему не правы буржуазные и меныпевиствующие критики, враждебно обвинявшие Горь кого в том, что он «выдумывает» своих героев, «романтизирует» действитель ность. Конечно, ни Боровский, ни эти критики не были правыми, особенно по литически, но на этом основании обхо дить вопрос о революционном романтиз ме в творчестве Горького нельзя. Здесь не место снова и снова подроб но говорить о Павле Власове. Но вот что пишет о нем М. Горький: «Его охва тило необоримое желание отдать себя силе своей веры, бросить людям свое сердце, зажженное огнем мечты о правде». И сразу перед нашими глазами возникает легендарный, романтический образ Данко. Реальное в Павле слито, переплетено с «легендарным», причем и стилистически это выражено Горьким так же, как в легенде о Данко, и возвы шенно, и торжественно. Очень показательно в этом отноше нии творчество Э. Багрицкого. Поэт дол го искал себя и от беспредметной выс пренности, от книжной романтики своих ранних творений пришел к правдивому изображению романтики нашей жизни— к социалистическому реализму, которо му нисколько не противоречили, как ока залось, его по-новому романтические ге рои и те «возвышенные» слова-краски, которыми он их рисовал. Или возьмем, наконец, нашу текущую прозу. Нетрудно заметить, что она изо бражает преимущественно современно го молодого человека. Он стал главным героем многих произведений. Это — за кономерное явление. Молодой человек— решающая фигура завтрашнего дня, и мы уже не можем не учитывать этого обстоятельства в наших теоретических построениях. Сейчас можно назвать не один десяток произведений, в которых главный герой — юноша, воспитанный советской школой, советским государ ством, социалистическим обществом. Это произведения А. Кузнецова и Н. Де ментьева, С. Сартакова и А. Чаковско- го, В. Ажаева и В. Липатова, И. Лавро ва и... Можно назвать многих других ав торов. Однако и этих я перечислил здесь не случайно. У некоторых из них в произведениях есть та «приподня тость», которую нередко приравнивают к «идеализации», есть и не вызывающая сомнений добротная «реалистичность», которую никто не обвинит в «приукра шивании». Но внимательно вглядываясь в образы, созданные ими, обнаружива ешь и то, что их объединяет. Это — те ма труда и характер ее воплощения. Как бы «буднично» не выглядели люди труда в произведениях этих авторов, они словно не могут избежать особенной, присущей нашей жизни романтики соци алистического труда, т. е. романтики постижения законов природы и овладе
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2