Сибирские огни, 1962, № 1
рится о том, к а к и м о б р а з о м Валя стала такой непреклонной, стойкой, н о- в о й. Она чистейший «результат» на шей борьбы и победы. Не побоюсь ска зать, что обаяние женщины-комиссара в «Оптимистической трагедии» Вс. Виш невского в ее «идеальности». Во всяком случае, мы по пьесе не знаем, к а к и м о б р а з о м она стала такой дальновид ной, сурово-нежной, несгибаемой... А много ли мы узнаем о процессе развития социалистического человека в «Молодой гвардии» А. Фадеева? Весь роман — это гимн именно «результатам» социалисти ческого общества, гимн советскому чело веку периода войны, который для нас был и остался совершенным образцом для подражания. Чем больше вчитываешься в книгу В. Днепрова, тем становится яснее, что он явно недооценивает значение револю ционной романтики в советской литера туре, для него она не является органиче ской и неотъемлемой составной частью социалистического реализма. Он исходит из положения: «всем известно, каким должен быть советский человек», «никто не сомневается», что «-подлинно положи тельный герой жизненно возможен». Как это — «всем известно»? Неужели люди прямо рождаются с отчетливым по ниманием, каким должен быть совет ский человек? Никто не сомневается? А как быть с фактом существования капи талистических, империалистических го сударств и влияния буржуазной идеоло гии на некоторых советских людей? Все мы согласны с тем, что появле ние метода, стиля, направления в искус стве, в литературе исторически обуслов лено. Но, странное дело, когда мы пере ходим к определению этих понятий, ни как не можем отрешиться от старого представления о них, представления, обу словленного иным временем, иной рас становкой социальных сил. Так, понятие «романтизм» у некоторых исследовате лей и критиков связано с «идеализацией» действительности, «революционный ро мантизм» в советской литературе отож дествляется так или иначе с особенно стями революционного романтизма в ли тературе XIX века и на этом основании объявляется или явлением временным в нашей литературе или в лучшем случае переходным к высшему способу отраже ния жизни — к реализму социалистиче скому. Но ведь романтизм Байрона, например, и его многочисленных по следователей был замешан на других исторических дрожжах. Знаменитые бай- роновские «восточные поэмы» были бун том против буржуазно-аристократическо го деспотизма — и в этом их огромное значение. Но это был бунт бесперспек тивный, бунт сильного, гордого одиноч ки, оторванного от реальной историче ской почвы. Объяснить это можно толь ко сложившимся в то время соотношени ем сил угнетенного народа и сил деспо тизма. Другое дело, революционный роман тизм в советской литературе, в литера туре социалистического реализма, фор мировавшейся в эпоху пролетарских ре волюций, в эпоху исторической победы русской социалистической революции. Еще на заре нашего века М. Горький обратил внимание на существенную от личительную особенность «нового» ро мантизма от романтизма XIX века. В лекциях по истории русской литерату ры, прочитанных на о. Капри в 1909 го ду, М. Горький подразделял романтизм на два вида — «романтизм индивидуа листический» и «социальный», «роман тизм коллективизма». «Романтизм инди видуалистический,— говорил М. Горь кий,— возник из стремления личности, ощущающей свое одиночество в мире, убедить себя в своих силах, в своей неза висимости от истории, в возможности для индивидуума руководить жизнью». Романтизм,— продолжает М. Горь кий,— «который возник на почве созна ния человеком его связи с миром и ощу щения своей творческой силы, вызван ной этим сознанием, ...мы называем со циальным или романтизмом коллективизм ма». И, чтобы еще определенней отте нить социальную разницу природы этих двух видов романтизма в литературе, он уточняет: «Этот вид романтизма только что зарождается, только что формиру ется и вместилищем его мы видим тот класс, который входит в жизнь как про водник социалистической идеи освобож дения всего человечества из плена капи тализма, как проводник идеи всемирного братства и свободного труда — социали стического строя»1. Тут важен подход М. Горького к опре делению понятия. Он не новую форму лу предлагает — романтизм есть ^о-то и то-то,— он подходит к явлению в лите ратуре как к чему-то движущемуся, из меняющемуся в зависимости от конкрет ных социальных условий. Он обращает внимание на историческую дграничен- ность и противоречивость революцион ного романтизма в литературе XIX века. Герой этой литературы бунтарь-одиноч ка, протестант во имя весьма абстракт ной «свободы» и «независимости» от лю дей, от общества, от истории, потому и приподнят он над мерзкой ему действи тельностью, исключителен среди обыч ных людей, занятых обычным делом, по тому и наделен необыкновенной силою страсти. Герой литературы «нового» ро мантизма — это борец за определенные, именно социалистические идеалы, он не может быть приподнят над действитель ностью, так как ее-то он вместе со всеми и собирается переделать, он возвышен, но его возвышенность не результат ис ключительности, она у него не что иное, как, по определению М, Горького, «бое 1 М. Г о р ь к и й . История русской литерату- ры. М., 1938, стр. 70—71.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2