Сибирские огни, 1962, № 1
ствительности в ее революционном раз витии». В настоящее время это не толь ко изображение того, что есть передово го и революционного в обществе, но и то го, что должно быть и что непременно будет по уже открытым законам разви тия общества. Подчеркиваю: непремен но будет, так как мы не просто выража ем желаемое (и якобы тщимся выдать его за «сущее», как уверяют своих чи тателей буржуазные литературоведы), мы не просто слепо верим в осуществи мость нашей мечты, она у нас, как ни когда раньше, основана на прочном на учном фундаменте марксизма-лениниз ма и подкреплена практической деятель ностью миллионов советских людей, ор ганизованных и руководимых Коммуни стической партией. Отличительной осо бенностью переживаемой нами эпохи является уверенное «будет», сказанное миллионами. «Партия торжественно про возглашает,— записано в Программе,— нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме!» Никогда ни одно человеческое обще ство на земле не намечало для себя та ких поистине фантастических задач, в реальности и осуществимости которых не сомневаются сегодня даже наши за клятые враги. Исторический XXII съезд Коммуни стической партии Советского Союза убе дительно показал, что у нас есть, чего мы достигли, чего нам недостает и что непременно будет в ближайшие два дцать лет. Съезд Коммунистической пар тии работал на будущее. Наши общест венные и государственные организации работают на будущее. Каждый честный человек работает сегодня на то же ком* мунистическое будущее и по нему рав няет ^сю свою жизнь. Естественно, что советская литература не имела и не име ет права поступать как-то иначе. Она должна быть смелой и крылатой, вооду шевляющей и зовущей. Вез этого во одушевления, без смелого и целеустрем ленного загляда вперед, в завтра уже не может ныне существовать большая правда нашего искусства, нашей лите ратуры. Признаюсь, написал я эти «должно быть», «желаемое», «воодушевление» и сразу почувствовал: сейчас меня обвинят в «идеализации», которая, конечно же, противопоказана социалистическому реа лизму. Слов нет, противопоказана ему идеализация, но не протипоказана р е- в о л ю ц и о н н а я р о м а н т и к а . Об этом у нас почему-то частенько забыва ют. Разговор о «должном» и «желае мом» нередко связывают с «приподни манием» действительности, с «приукра шиванием» ее. Некоторые товарищи уве ряют, что коль скоро наша действитель ность богата, красочна, прекрасна, то прямо переноси ее в искусство, «списы вай» ее, если ты литератор, и — все. Эти товарищи забывают, что просто «списывать» действительность нельзя, особенно в наше время. Такой «списыва ющий» автор непременно отстанет, уста реет, не успев появиться на свет со сво им н о в ым произведением — ведь че ловек, с которого он списывает своего героя, не стоит на месте, сегодня он не тот, что был вчера, и завтра будет не та ким, каков был сегодня. «Списанный» с действительности герой будет соответ ствовать своей сущности и сегодня и завтра в зависимости от того, как дале ко мы видим его в процессе его развития. Если мы видим не более того, что есть, то о каком социалистическом реализме может идти речь?! В интересной и оригинальной книге В. Днепрова «Проблемы реализма» в связи с этими вопросами г о в о р и т с я : «В нашем искусстве показать, как д о л ж н о б ы т ь — это значит от- к р ы т ь и з р е а л ь н о г о о п ы т а путь к улучшению человека, для нас главный вопрос: каким образом человек стал лучше, каким образом преодолел внутренние и внешние препятствия, про рываясь вперед к высокой идейности, смелости, принципиальности; у нас ху дожник, рисуя положительные образы, должен решать задачи, так сказать, тех нологии нравственного и идейного роста социалистического человека, не огра ничиваясь изображением р е з у л ь т а т о в этого развития. Всем известно, что должен делать и каким должен быть человек, — вся проблема заключается в том, чтобы показать в действительном процессе жизни, как на самом деле ста новится человек таким, каким он дол жен быть. В центре внимания нашего искусства становится художественный анализ осуществляющейся в действи тельности реализации идеала»1. Итак, «главный вопрос», «вся пробле ма» в том, чтобы показать, «каким обра зом человек стал лучше», чтобы дать процесс становления человека, так ска зать, «технологию нравственного и идей ного роста социалистического человека». Идеал известен, поэтому в центре вни мания художника «анализ... р е а л и з а ц и и идеала». В. Днепров считает, что художник, создающий в наше время об разы положительных героев, должен ре шать свои задачи, «не ограничиваясь изображением результатов» развития со циалистического человека. Казалось бы, здесь все на своем месте. Но беда в том, что это стройное построение разрушает ся при первом же соприкосновении с практикой нашего искусства. В нашей литературе существуют и не перестают появляться такие произведения, в кото рых даны «результаты» и отсутствует или почти отсутствует «технология ро ста», «анализ реализации идеала», сло вом, «процесс». В поэме Э. Багрицкого «Смерть пионерки», например, не гово 1 В. Д н е п р о в. Проблемы реализма. JI., Сов. писатель, 1960, с. 64.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2