Сибирские огни, 1962, № 1

кого рода «свободу» с обрезом в руках защищал кулак и о какой «гуманности» он поговаривал. Господин Биго, вероят­ но, и минутки не бывал на месте тех миллионов, которые в условиях капита­ листического общества хотя и имели все права свободно владеть собственно­ стью, приобрести ее, однако, никак не могли. Кроме того, П. Биго не может или не желает понять, что в наше время уже родилось, живет и действует поколение новых людей, для которых собственниче­ ство во всех его разновидностях — са­ мый страшный порок, а не добродетель. Читаешь писания этого ученого — побор­ ника собственничества и думаешь: ведь он же отстал, отстал на целую эпоху в развитии человечества! Буржуазная пропаганда до сих пор де­ лает вид, что на земле ничего или поч­ ти ничего не произошло после Великого Октября. Один широко известный амери­ канский журналист уверял своих чита­ телей, что никакие социальные измене­ ния не способны изменить извечную «природу человека». «Прошло сто лет,— восклицает он,— а нового человека ниг­ де не видно!» Ах, как полюбились им эти «абсолют­ ные», «извечные», «незыблемые» бур­ жуазные истины, продиктованные неже­ ланием что-либо менять в «природе» сво­ его эксплуататорского общества! Между тем идеи коммунизма, не спросясь, со­ вершают по миру свое победное шествие. И уже ничто не может их остановить. Изменилась политическая карта мира, изменился и человек. Только безнадежно слепые не замечают этого. Великую Октябрьскую социалистиче­ скую революцию совершили новые лю­ ди. Китайскую Народную Республику завоевали новые люди. Социализм в стра­ нах народной демократии успешно стро­ ят новые люди. Цепи колониализма и в Азии, и в Африке, и в Латинской Аме­ рике сбивают новые люди. Величествен­ ную Программу построения коммунизма создали новые люди нового, первого в мире социалистического государства.- Ими же выработан «моральный кодекс строителя коммунизма», в котором во­ площена не только мечта о том, каким должен стать каждый человек будущего, но и то, что уже сконцентрировано в лучших людях настоящего, в современ­ ных нам выдающихся борцах за комму­ низм. Новый человек властно вошел в жизнь современного общества и, разумеется, нашел уже свое отражение в искусстве социалистического реализма. Сколько бы мы ни говорили об особенностях со­ циалистического реализма, он отличает­ ся от всех предшествующих и ныне су­ ществующих методов изображения дей­ ствительности прежде всего тем, что за­ нят раскрытием определяющих черт этого нового человека, рожденного соци­ алистической революцией и освободи­ тельной борьбой народов мира. Народ, строящий социализм и борю­ щийся за свои права на свободу, кровно заинтересован в том, чтобы ему была рассказана правда о новом человеке, что­ бы исторические обстоятельства, его по­ родившие, были образно осмыслены и переданы ему на вооружение как воспи­ тывающая и организующая сила, как завоеванное богатство. Присмотримся поближе к этому ново­ му человеку, и первое, что мы легко за­ метим, это его коллективистическая, а не индивидуалистическая первооснова. Самоотверженная борьба в интересах общества, труд на благо коллектива, под­ виг во имя завтрашней победы человека над социальным злом — вот что свой­ ственно ему в первую очередь. Литера­ тура, изображающая и воспевающая та­ кого человека, стала литературой под­ линно народной, подлинно свободной и подлинно гуманистической. Наша советская литература тем и значительна, что она уже создала целую галерею образов, в которых отражены примечательные черты нового человека, преобразующего, изменяющего мир. Па­ вел Власов и Чапаев, Левинсон и Корча­ гин, Давыдов и Басов, Батманов и Воро­ паев, молодогвардейцы и Василий Тер­ кин, Журбины и Андрей Соколов... Мы уже можем говорить о полувековой тра­ диции, сложившейся у нас в изображе­ нии героического характера нового чело­ века, целиком отдающего себя делу строительства коммунизма, делу защиты социалистического отечества. Во имя человека, во имя его блага боролись эти люди, трудились, совершали подвиги. Страстная устремленность в завтрашний день — наиболее приметная их особен­ ность, героизм, самоотверженность — органическое свойство их характера, ком­ мунизм — цель их жизни, ее смысл. Вряд ли кто будет сомневаться в том, что писатели, создавшие названные здесь образы , стремились к правде — к правде характеров, к правде обстоя­ тельств. Но что такое правда в искус­ стве? Об этом много говорят и пишут, однако, к сожалению, не всегда учитыва­ ют, что она «величина» не постоянная. Правда в искусстве исторически обуслов­ лена, она не существует вне времени и пространства. По этому поводу очень хорошо в свое время сказал А. В. Луна­ чарский: «Человек, который не понимает раз­ вития, никогда правды не увидит, пото­ му что правда — она не похожа на себя самое, она не сидит на месте, правда ле­ тит, правда есть развитие, правда есть конфликт, правда есть борьба, правда — это завтрашний день...»1 В определении метода социалистиче­ ского реализма такое понимание правды формулируется как «изображение дей­ •А . В. Л у н а ч а р с к и й . Статьи по совет­ ской литературе. М. Учпедгиз, 1958, с. 235.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2