Сибирские огни, 1962, № 1
кого рода «свободу» с обрезом в руках защищал кулак и о какой «гуманности» он поговаривал. Господин Биго, вероят но, и минутки не бывал на месте тех миллионов, которые в условиях капита листического общества хотя и имели все права свободно владеть собственно стью, приобрести ее, однако, никак не могли. Кроме того, П. Биго не может или не желает понять, что в наше время уже родилось, живет и действует поколение новых людей, для которых собственниче ство во всех его разновидностях — са мый страшный порок, а не добродетель. Читаешь писания этого ученого — побор ника собственничества и думаешь: ведь он же отстал, отстал на целую эпоху в развитии человечества! Буржуазная пропаганда до сих пор де лает вид, что на земле ничего или поч ти ничего не произошло после Великого Октября. Один широко известный амери канский журналист уверял своих чита телей, что никакие социальные измене ния не способны изменить извечную «природу человека». «Прошло сто лет,— восклицает он,— а нового человека ниг де не видно!» Ах, как полюбились им эти «абсолют ные», «извечные», «незыблемые» бур жуазные истины, продиктованные неже ланием что-либо менять в «природе» сво его эксплуататорского общества! Между тем идеи коммунизма, не спросясь, со вершают по миру свое победное шествие. И уже ничто не может их остановить. Изменилась политическая карта мира, изменился и человек. Только безнадежно слепые не замечают этого. Великую Октябрьскую социалистиче скую революцию совершили новые лю ди. Китайскую Народную Республику завоевали новые люди. Социализм в стра нах народной демократии успешно стро ят новые люди. Цепи колониализма и в Азии, и в Африке, и в Латинской Аме рике сбивают новые люди. Величествен ную Программу построения коммунизма создали новые люди нового, первого в мире социалистического государства.- Ими же выработан «моральный кодекс строителя коммунизма», в котором во площена не только мечта о том, каким должен стать каждый человек будущего, но и то, что уже сконцентрировано в лучших людях настоящего, в современ ных нам выдающихся борцах за комму низм. Новый человек властно вошел в жизнь современного общества и, разумеется, нашел уже свое отражение в искусстве социалистического реализма. Сколько бы мы ни говорили об особенностях со циалистического реализма, он отличает ся от всех предшествующих и ныне су ществующих методов изображения дей ствительности прежде всего тем, что за нят раскрытием определяющих черт этого нового человека, рожденного соци алистической революцией и освободи тельной борьбой народов мира. Народ, строящий социализм и борю щийся за свои права на свободу, кровно заинтересован в том, чтобы ему была рассказана правда о новом человеке, что бы исторические обстоятельства, его по родившие, были образно осмыслены и переданы ему на вооружение как воспи тывающая и организующая сила, как завоеванное богатство. Присмотримся поближе к этому ново му человеку, и первое, что мы легко за метим, это его коллективистическая, а не индивидуалистическая первооснова. Самоотверженная борьба в интересах общества, труд на благо коллектива, под виг во имя завтрашней победы человека над социальным злом — вот что свой ственно ему в первую очередь. Литера тура, изображающая и воспевающая та кого человека, стала литературой под линно народной, подлинно свободной и подлинно гуманистической. Наша советская литература тем и значительна, что она уже создала целую галерею образов, в которых отражены примечательные черты нового человека, преобразующего, изменяющего мир. Па вел Власов и Чапаев, Левинсон и Корча гин, Давыдов и Басов, Батманов и Воро паев, молодогвардейцы и Василий Тер кин, Журбины и Андрей Соколов... Мы уже можем говорить о полувековой тра диции, сложившейся у нас в изображе нии героического характера нового чело века, целиком отдающего себя делу строительства коммунизма, делу защиты социалистического отечества. Во имя человека, во имя его блага боролись эти люди, трудились, совершали подвиги. Страстная устремленность в завтрашний день — наиболее приметная их особен ность, героизм, самоотверженность — органическое свойство их характера, ком мунизм — цель их жизни, ее смысл. Вряд ли кто будет сомневаться в том, что писатели, создавшие названные здесь образы , стремились к правде — к правде характеров, к правде обстоя тельств. Но что такое правда в искус стве? Об этом много говорят и пишут, однако, к сожалению, не всегда учитыва ют, что она «величина» не постоянная. Правда в искусстве исторически обуслов лена, она не существует вне времени и пространства. По этому поводу очень хорошо в свое время сказал А. В. Луна чарский: «Человек, который не понимает раз вития, никогда правды не увидит, пото му что правда — она не похожа на себя самое, она не сидит на месте, правда ле тит, правда есть развитие, правда есть конфликт, правда есть борьба, правда — это завтрашний день...»1 В определении метода социалистиче ского реализма такое понимание правды формулируется как «изображение дей •А . В. Л у н а ч а р с к и й . Статьи по совет ской литературе. М. Учпедгиз, 1958, с. 235.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2