Сибирские огни, 1962, № 1
же, спохватившись, бралась за голову и несколько минут сидела молча, не отве чая на вопросы... Шли дни и месяцы. И все острее ощу щали актеры отсутствие постоянного, внимательного, придирчивого глаза «вредного старика». Пожалуй, только те перь все реально ощутили, какой огром ный участок работы тащил на своих плечах этот скромный человек. Ну кто мог теперь поступившего в те атр новичка взять в такой оборот, чтобы забыл он свои укоренившиеся взгляды на искусство и с открытой душой стал бы ис поведовать краснофакельскую веру? А ведь именно такой «индивидуальной об работкой» славился В. К. Дени. ...Кончилась репетиция, и молодой ар тист доволен собой: сегодня он с успе хом, как ему кажется, репетировал горя чую сцену. Немного усталый, надевает он модный пиджак, поправляет галстук- бабочку, собираясь домой. — Ну, сегодня наш Н. выдал темпе раменту,— улыбаясь, говорит, посверки вая на него очками, Владимир Карлович, — уж так разливался, как глухарь на току! — Да, кажется, сегодня сцена уда лась,— еще ничего не подозревая, улы бается в ответ новичок. — Совсем, как глухарь,— продолжает Дени,— ничего не вижу и не слышу, знай — свою песню пою! — Понимаете, темперамент захлесты вает,— скромно опускает очи долу ар тист. Он все еще улыбается, и не знает, что скоро ему будет не до смеха. — Что же тогда, по-вашему, темпера мент? — Ну, как бы сказать? Свойство или способность к внутреннему подъему... Это очень радостное чувство, когда тебя как бы подхватывает кто-то на крыльях и несет так, что дух захватывает. Я очень люблю в себе такие минуты... — Когда «подхватывает и несет»? Так это же не темперамент! Это либо обыкновенная истерика, либо наигрыщ! — Не может быть! Зритель любит та кие горячие сцены, аплодирует... — Вот и плохо, если аплодирует! — Ну, знаете!.. —- А вы думаете, что темпераментно репетируете? Вы просто накачали в себе злость и кричите на всех, сколько возду ху хватает. А когда воздуху не хватает, у вас начинает кружиться голова от ■кислородного голодания, вы теряете ощущение реальности происходящего, и вам кажется, что вы «в ударе»... Артист умолкает: все описанное Вла димиром Карловичем точно совпадает с тем ощущением, которое он только что пережил. А режиссер не унимается: он приводит в качестве примера владения подлинным темпераментом артиста, о котором нови чок только что говорил — «Какой хо лодный актер!». — Холодный! Да он горячее вас в де сять раз! — восклицает Дени,— Он жи вой! Совершенно непосредственно реаги рует на все события, смеется, радуется и грустит в зависимости от обстоятельств. Ведь это же и есть подлинный темпера мент — степень жизненности актера... Спор продолжается и назавтра. Вла димир Карлович ведет актера в зритель ный зал, усаживает рядом: — Наблюдайте! На сцене исполнитель, судорожно сжав кулаки, задыхаясь, произносит страстный монолог. — Ну как, темпераментно? — шеп чет Дени. —• По-моему, да. — А волнует? — Честно признаться, нет. — Смотрите дальше. После замечаний режиссера исполни тель освобождает мышцы, его жесты де лаются мягкими и плавными, речь ста новится не такой громкой и более замед ленной. Внешне актер, кажется, стал вести сцену спокойнее. — Ну, а теперь — волнует? — Волнует,— признается подопеч ный. — Вот видите? Темперамент не в том, чтобы громко кричать, размахивать сжа тыми кулаками. Все дело в живой досто верной реакции на окружающее. Как мы привыкли на сцене пользоваться самыми легкими приспособлениями — злиться, гневаться в горячих местах! И думаем, что это — наивысшее проявление темпе раментности... Беседы, показы, доказательства будут продолжаться до тех пор, пока собесед ник не будет убежден окончательно. И как только это случится, а случится это обязательно, если новичок — подлинно творческий человек, Владимир Карлович торжествует: еще одним сторонником краснофакельских принципов больше... ...Меняются поколения актеров и ре жиссеров. Каждый приносит с собой что- то новое, свежее, необычное. Имя Влади мира Карловича Дени мало известно ши рокому кругу зрителей. Но его труд, его принципы живут в среде краснофакель- цев. И очень хочется, чтобы новые поко ления актеров и режиссеров, создавая, по сути дела, новый «Красный факел», не забывали имен и дел людей, которые вложили столько труда, столько творче ского горения в свое любимое детище — театр с гордой эмблемой вечного, пла мени.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2