Сибирские огни, 1962, № 1

же, спохватившись, бралась за голову и несколько минут сидела молча, не отве­ чая на вопросы... Шли дни и месяцы. И все острее ощу­ щали актеры отсутствие постоянного, внимательного, придирчивого глаза «вредного старика». Пожалуй, только те­ перь все реально ощутили, какой огром­ ный участок работы тащил на своих плечах этот скромный человек. Ну кто мог теперь поступившего в те­ атр новичка взять в такой оборот, чтобы забыл он свои укоренившиеся взгляды на искусство и с открытой душой стал бы ис­ поведовать краснофакельскую веру? А ведь именно такой «индивидуальной об­ работкой» славился В. К. Дени. ...Кончилась репетиция, и молодой ар­ тист доволен собой: сегодня он с успе­ хом, как ему кажется, репетировал горя­ чую сцену. Немного усталый, надевает он модный пиджак, поправляет галстук- бабочку, собираясь домой. — Ну, сегодня наш Н. выдал темпе­ раменту,— улыбаясь, говорит, посверки­ вая на него очками, Владимир Карлович, — уж так разливался, как глухарь на току! — Да, кажется, сегодня сцена уда­ лась,— еще ничего не подозревая, улы­ бается в ответ новичок. — Совсем, как глухарь,— продолжает Дени,— ничего не вижу и не слышу, знай — свою песню пою! — Понимаете, темперамент захлесты­ вает,— скромно опускает очи долу ар­ тист. Он все еще улыбается, и не знает, что скоро ему будет не до смеха. — Что же тогда, по-вашему, темпера­ мент? — Ну, как бы сказать? Свойство или способность к внутреннему подъему... Это очень радостное чувство, когда тебя как бы подхватывает кто-то на крыльях и несет так, что дух захватывает. Я очень люблю в себе такие минуты... — Когда «подхватывает и несет»? Так это же не темперамент! Это либо обыкновенная истерика, либо наигрыщ! — Не может быть! Зритель любит та­ кие горячие сцены, аплодирует... — Вот и плохо, если аплодирует! — Ну, знаете!.. —- А вы думаете, что темпераментно репетируете? Вы просто накачали в себе злость и кричите на всех, сколько возду­ ху хватает. А когда воздуху не хватает, у вас начинает кружиться голова от ■кислородного голодания, вы теряете ощущение реальности происходящего, и вам кажется, что вы «в ударе»... Артист умолкает: все описанное Вла­ димиром Карловичем точно совпадает с тем ощущением, которое он только что пережил. А режиссер не унимается: он приводит в качестве примера владения подлинным темпераментом артиста, о котором нови­ чок только что говорил — «Какой хо­ лодный актер!». — Холодный! Да он горячее вас в де­ сять раз! — восклицает Дени,— Он жи­ вой! Совершенно непосредственно реаги­ рует на все события, смеется, радуется и грустит в зависимости от обстоятельств. Ведь это же и есть подлинный темпера­ мент — степень жизненности актера... Спор продолжается и назавтра. Вла­ димир Карлович ведет актера в зритель­ ный зал, усаживает рядом: — Наблюдайте! На сцене исполнитель, судорожно сжав кулаки, задыхаясь, произносит страстный монолог. — Ну как, темпераментно? — шеп­ чет Дени. —• По-моему, да. — А волнует? — Честно признаться, нет. — Смотрите дальше. После замечаний режиссера исполни­ тель освобождает мышцы, его жесты де­ лаются мягкими и плавными, речь ста­ новится не такой громкой и более замед­ ленной. Внешне актер, кажется, стал вести сцену спокойнее. — Ну, а теперь — волнует? — Волнует,— признается подопеч­ ный. — Вот видите? Темперамент не в том, чтобы громко кричать, размахивать сжа­ тыми кулаками. Все дело в живой досто­ верной реакции на окружающее. Как мы привыкли на сцене пользоваться самыми легкими приспособлениями — злиться, гневаться в горячих местах! И думаем, что это — наивысшее проявление темпе­ раментности... Беседы, показы, доказательства будут продолжаться до тех пор, пока собесед­ ник не будет убежден окончательно. И как только это случится, а случится это обязательно, если новичок — подлинно творческий человек, Владимир Карлович торжествует: еще одним сторонником краснофакельских принципов больше... ...Меняются поколения актеров и ре­ жиссеров. Каждый приносит с собой что- то новое, свежее, необычное. Имя Влади­ мира Карловича Дени мало известно ши­ рокому кругу зрителей. Но его труд, его принципы живут в среде краснофакель- цев. И очень хочется, чтобы новые поко­ ления актеров и режиссеров, создавая, по сути дела, новый «Красный факел», не забывали имен и дел людей, которые вложили столько труда, столько творче­ ского горения в свое любимое детище — театр с гордой эмблемой вечного, пла­ мени.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2