Сибирские огни, 1962, № 1

мый режиссер и не собирается уходить: оставшись с кем-то из актеров, он может часами репетировать вновь и вновь. В по­ добных беседах наедине Владимир Кар­ лович был особенно придирчив и требо­ вателен, совсем не щадил актерских са­ молюбий. Случалось, что даже такой му­ жественный и сдержанный человек, как Н. Ф. Михайлов, уходил с неудачной пробы. Умел В. К. Дени будоражить умы, запустить такую занозу в мозг, что ночь не спит человек, с боку на бок во­ рочается... А то вскочит и примется за роль, за книги... Наутро, глядишь,— но­ вые предложения, новые мысли... Среди принципиальных творческих установок Владимира Карловича цент­ ральное место занимала одна идея: ак­ тера нужно освободить от всего лишнего, наносного — от груза сценических и жизненных штампов, от элементов физи­ ческого зажима и т. д .— и тогда природа вступит в свои права, природное, есте­ ственное, бесконечно многообразное на­ чало актера-человека даст верную оцен­ ку сценическому событию, вызовет пра­ вильную реакцию, верное, целенаправ­ ленное действование. Актер не должен гипнотизировать себя предлагаемыми об­ стоятельствами, не должен «накачивать» пресловутое «состояние», он должен все видеть, все слышать, воспринимать, как нормальный живой человек. Отталкиваясь от этой руководящей идеи, Владимир Карлович и стремился всеми доступными ему способами освобо­ дить актера от присущих ему недостат­ ков. Как видим, знаменитые придирки и ехидные высмеивания «вредного стари­ ка» имели под собой прочную теорети­ ческую базу. Другое дело — единствен­ но ли возможный путь — отрицать, не утверждая. Вера Павловна Редлих, дру­ гой краснофакельский режиссер-воспита- тель, обычно шла иным путем. Она ста­ ралась увлечь актера на путь преодоле­ ния своих недостатков, подчеркивая все лучшее в нем, так сказать, силой поло­ жительного примера. — У вас очень хорошо получилось вот это место роли... — начинала Вера Павловна не что иное... как разнос не­ удачной работы' И только после этого указывала актеру на его недостатки. Та­ ким образом, у исполнителя и в самой слабой его работе могло появиться ощу­ щение полуудачи. Конечно, если актер достаточно самокритичный человек, то сумеет правильно понять режиссера и, отталкиваясь от тёх мест роли, которые приведены в беседе Веры Павловны в качестве примера хорошего, постарается подтянуть и всю роль к тому же уров­ ню. Но случалось и так, что своими ме­ тодами Вера Павловна не могла в доста­ точной мере воздействовать на исполни­ теля. Тогда она обращалась за помощью к Владимиру Карловичу: — Миленький, вы уж отругайте его за ¡меня. У вас это лучше получится. И Владимир Карлович ругал, со всем своим темпераментом и убежденностью. На чем базировалась его убежденность, мы уже говорили. Проходило время, и дружным напором двух режиссеров упрямство исполнителя бывало сломле­ но, роль выравнивалась и входила в дружный ансамбль спектакля. Можно смело сказать: В. П. Редлих и В. К. Дени настолько удачно дополняли друг друга, что порознь были гораздо слабее, чем оба вместе. Их усилия были настолько согласованными, настолько они одинаково видели цель, что стоило во время репетиции одному выйти из за­ ла, как другой буквально с полуслова продолжал прерванную работу. Вера Павловна часто заходила в чу­ десный сад возле домика Владимира Карловича. Она садилась в шезлонг под тень яблони и, устало закинув руки за голову, подолгу смотрела на клумбы гла­ диолусов, георгинов, астр... Владимир Карлович в своей штопаной-перештопа- ной пижаме, с садовыми ножницами в руках хлопотливо копошился возле цве­ тов. О чем они разговаривали тогда? Об­ суждали замысел нового спектакля? Раз­ думывали о новых методах воспитания актера? Кто знает! Только на репетици­ ях разногласий между ними не бывало. Совместные усилия В. П. Редлих и В. К. Дени приносили свои плоды. Появ­ лялись такие чудесные ансамблевые спектакли, как «Зыковы», «Кандидат партии», «Чайка»... Они поражали по­ этическим взлетом, единством решения, глубокой жизненной достоверностью ис­ полнения. Десять лет не сходили с афи­ ши театра «Зыковы», во всех изданиях по истории чеховской драматургии мож­ но найти упоминание или разбор «Чай­ ки», запись этого спектакля на пленку до сих пор время от времени передается по радио из Москвы... Вместе с В. П. Редлих «возился» с молодежными спектаклями, преследую­ щими учебную цель, Владимир Карло­ вич. При его горячем участии выпущены «Наш общий друг», «Три солдата». «Ночь ошибок»... «Ночь ошибок» была последней не­ оконченной работой Владимира Карло­ вича. ...Шла очередная репетиция, когда к Вере Павловне подошел помощник ре­ жиссера и, наклонившись над ее ухом, что-то сказал. Страшно вскрикнула она, нелепо взмахнув руками: — Умер?1. Он умер, как и жил, на ходу, торопясь с лекции на репетицию. Не стало Влади­ мира Карловича... Но как будто ничего не переменилось в жизни театра. Не остано­ вился с выпуском ни один спектакль, по- прежнему продолжалась работа над «Ночью ошибок». Только порой Вера Павловна в разгаре работы машинально обращалась к сидящему рядом ассистен­ ту — «Владимир Карлович!» — и тут

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2