Сибирские огни, 1962, № 1
поджав ноги в своих неизменных ботах, да ехидные реплики подбрасывает. Сам улыбается, а многим не до смеха. Гля дишь, кто-нибудь из ужаленных старич ком срывается с места и бежит в грим уборную развивать ненужный завиток. Другой задумается, отойдет в сторонку и шепотом повторяет роль. В следующем акте он убирает излишний нажим, ведет роль скромно и сдержанно. — Вредный старик,— нередко отзы вались о Дени товарищи... и любили. Лю били за искреннюю увлеченность искус ством, за прямоту суждений, за широту познаний, даже за бесконечные придир ки, насмешки. Кто же он такой, этот «вредный» и та кой полезный старик? Пожалуй, нет сей час в театре человека, который смог бы более или менее связно рассказать его биографию. Известно, что до «Красного факела» В. К. Дени много странствовал по стране в качестве актера. Одно время он был в труппе великого Орленева и вместе с ним гастролировал, исполняя ведущие роли. Был он и поэтом, и дра матургом — его стихи в свое время пе чатались, а одноактная драма из жизни революционеров даже шла на сцене «Красного факела». Впрочем, впослед ствии о своих литературных опытах Вла димир Карлович говорил с насмешкой. Вскоре он стал пробовать силы в каче стве режиссера. В «Красном факеле» им были поставлены многие спектакли, два из которых — «Евгения Гранде» и «Ис панцы» — стали выдающимся театраль ным событием города. Но случилась од нажды беда. Поручили Владимиру Кар ловичу ставить бездарную, но шумно расхваленную пьесу. Спектакль прова лился. Тяжело переживал режиссер не удачу. Целый год его не видели в театре, целый год потребовался ему, чтобы пере болеть и принять новое решение. Со стороны могло показаться, что Владимир Карлович навсегда забыл о сцене. Он со всей присущей ему энерги ей отдался своему второму большому после театра увлечению — цветовод ству. Имеющегося в природе бесконеч ного многообразия астр, георгинов, лев коев, гвоздик, гладиолусов Владимиру Карловичу показалось недостаточно, и он принялся за выведение новых сортов. Вскоре небольшой садик на Енисейской улице стал известен даже за пределами города. Цветоводы-мичуринцы писали ему письма, обменивались с ним семена ми. Но... в народе говорят: «Тот, кто лю бит цветы, прежде всего любит людей». Так и Владимир Карлович — не мог жить без постоянного горячего участия в чьей-то судьбе, без постоянного обще ния с искусством и людьми, творящими искусство. Прошел год — и вновь на ре петициях, на собраниях, в перерывах между актами зазвучал въедливый тено ристый голосок. В. Дени вернулся в театр все таким ¡не веселым, неунывающим, насмешли вым. Но тот, кто знал его раньше, мое заметить, что взгляд его стал вниматель нее, а суждения резче и прямолинейнее. Много бессонных ночей передумал Влади мир Карлович, чтобы привести в систему свои знания, накопленные за большую' жизнь в искусстве, чтобы яснее понять свои сильные и слабые стороны, опреде лить, где же главная точка приложения сил. Только самого поверхностного на блюдателя могло удивить решение В. Де ни, человека «не от мира сего», «витаю щего» и «увлекающегося», вступить в партию. А Владимир Карлович становит ся коммунистом по глубочайшему убеж дению, трезво взвесив все свои возмож ности, убедившись, что своими познания ми, опытом, трудом он может приносить практическую помощь величайшей пар тии всех времен. «Дерзать, думать, уметь, сметь»,— вот что значит быть коммунистом. Эта формула вполне применима ко всей жизни В. Дени. На избранном им кропот ливом и не очень благодарном поприще режиссера-педагога, режиссера-воспита- теля Владимир Карлович умел быть сме лым и принципиальным, чутким, забот ливым и непримиримым к недостаткам. — Прежде, на заре своей театраль ной деятельности,— говорил как-то Вла димир Карлович,— я думал, что мир ис кусства — особый мир, где существуют свои, особенные законы. В частности, я разделял довольно распространенное заблуждение, будто критика в театре должна быть мягкой, завуалированной разными реверансами и ссылками на спе цифику труда актера. Теперь я знаю, что ничто не даст актеру больше пользы, чем правда, высказанная в глаза. Теперь я знаю, что существует одна критика — партийная, принципиальная. В. Дени не случайно называли в теат ре «нашей коллективной совестью». Он действительно не признавал никаких компромиссов, смело и откровенно вы сказывал каждому, невзирая на положе ние и заслуги, все, что думает. Человек широких познаний, он порой удивлял всех своей эрудицией. Мог по дробнейшим образом рассказать о тру дах академика Павлова, вдруг невзначай прочесть чуть ли не целую лекцию о японской резьбе по дереву... Он знал французский, немецкий, а когда захотел в подлиннике прочесть готовившуюся пьесу «Наш общий друг», принялся за изучение английского. И ведь добился своего! Прочел пьесу в подлиннике и внес некоторые коррективы в перевод. Границ своим обязанностям Владимир Карлович не признавал. До всего ему бы ло дело! Поутру он появлялся на моло дежном уроке танцев и, возмущенный каким-нибудь флегматичным плясуном, тут ж е1проделывал несколько па, пере дразнивая его. Репетиция уже давно за кончилась, пора бы и домой, а неутоми
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2