Сибирские огни, 1962, № 1
И с к у с с т в о Л. Баландин „ВРЕДНЫЙ СТАРИК“ (Из недавнего прошлого) Был в «Красном факеле» старичок, маленький, седенький, с розовой лысин кой, которую он зачесывал жидкими прядками волос. Рассеянный, вечно за бывал он где-нибудь свой портфелишко с испорченными замками. Частенько това рищи подшучивали над его странностя ми, но и старичок в долгу не оставался. Его тенористый въедливый голосок слы шался и на репетициях, и на собраниях, и за кулисами в перерывах между акта ми. О чем же говорил он, да так увле ченно, так горячо, что порой ловил на ле ту падающие с носа очки? Можно поду мать, что основным своим занятием Вла димир Карлович Дени избрал — портить со всеми отношения, настолько последо вательно и настойчиво он это делал. Не было актера в театре, который избежал бы его насмешек, его придирок. И осо бенно доставалось тому, кого Владимир Карлович считал своим другом. Здесь уж пощады не жди! Евгений Матвеев сыграл в «Вей, ве терке» Улдыса. Все его хвалят, поклон ницы усыпают ему дорогу цветами, а Владимир Карлович твердит свое: — Чего вы восхищаетесь? Ведь пло хо! Еще в первой половине роли туда- сюда. Но зато уж как добрался наш Же нечка до лирики — сахар медович! Си роп так и капает, так и капает! И между тем Дени и Матвеев были неразлучны. На каждом спектакле с уча стием Матвеева присутствовал Владимир Карлович. Они могли часами спорить о какой-нибудь маленькой сценке, о какой- нибудь ничтожной детали. Однажды до того доспорились, что разругались. Вла димир Карлович в сердцах махнул рукой и пошел прочь, да на беду не рассмотрел дороги и влез по колено в весенний ру чей. Пришлось его обиженному другу спасать обидчика. Обычно на собраниях, посвященных разбору спектакля, выступления Дени ожидали с трепетом: на кого-то сегодня обрушит он свой сарказм? Как-то крепко досталось другому близкому приятелю Владимира Карловича — Сергею Га- лузе. Разбирали очередной спектакль — «Мещане». (Тогда в «Красном факеле» было традицией по прошествии некоторо го времени давать анализ идущего уже спектакля). Так вот, на таком очередном разборе, по обыкновению, одним из пер вых поднимается Владимир Карлович. Галуза спокоен — его Петр общеприз нанная удача. В своей излюбленной, чуть небрежной позе, слегка развалясь, он го товится слушать. И вдруг... — Товарищи,— начал Дени,— мы не должны упускать из вида ни одной роли, даже если она хорошо была сделана. А в каком направлении пошло дальнейшее развитие образа? За этим нужно следить постоянно. И вот что обидно — отсут ствие такого постоянного наблюдения ре жиссера испортило хорошую в прошлом работу Галузы. Вначале он играл просто, действовал целенаправленно, органично включал в исполнение характерные чер точки. А теперь? Нет, вы только посмот рели бы, как теперь он заламывает руч ки, как переплетает «для пущей важно сти» ножки... (Следует злая карикатура на исполнение, на что Дени большой мастер, раздается хохот).— Ну, просто Галуза изображает теперь не человека, а какую-то порнографическую обезьяну... Сравнения с обезьяной, да еще с «пор нографической» не выдерживает даже очень уверенный в себе Галуза. Он вска кивает, выбегает из зала, от обиды у не го трясутся губы... Даже на премьере, когда, согласно древнему обычаю, принято всем говорить только приятное, от Владимира Карло вича не дождешься похвал, если он не считает, что исполнение заслуживает та ковых. Сидит в антракте под зеркалом.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2