Сибирские огни, 1962, № 1
экскаваторов, опускались и подымались у других... Лоснились тросьг, наворачива ясь на барабаны, подтягивая ковши... Хлюпала жижа... Чавкало болото... К по лудню всплыло над выемкой солнце. Жаркое и томное. Чуть приметными дым ками испарений закурилось зеленоватое пятно трясины. Экскаваторщики и буль дозеристы облизывали сухие губы и, не выпуская рычагов, стряхивали ползу щие к глазам едкие капельки пота. Кто мог сказать, сколько ковшей нужно вычерпать, чтобы осушить выемку? Никто. Но все знали: без осушки насыпь не возвести. Значит, надо черпать! Дней не хватит? Вечерами работать. Вечеров мало? Ночами работать — прохлад нее, дышится легче. Примерно так и рассуждали на другой день Усачев, Андре ев, Петров, Алексей Лустиков, шагая из поселка к выемке. В сутках 24 часа? — Это только так считается,— философствовал Егор Акимович Шичков, седовласый строймастер, с бугристым от морщин лбом.— Сорок лет, братцы, до роги строю, точно знаю: только считается, что в году двенадцать месяцев, а в ме сяце тридцать суток, а в сутках двадцать четыре часа. Для контролю это так придумано. А если взяться за работу по-божески, вот так,— он засучил рукав выцветшей ситцевой сорочки, обнажая жилистую руку,— да на всю железку, на полный дых! — энергично потряс сжатым кулаком,— то и выходит, братцы, что в сутках — все сорок восемь, а может, и пятьдесят часов. В иное время рассуждения строймастера могли вызвать добродушные улыбки, а сейчас они были восприняты с полной серьезностью. — Верно говоришь, мастер,— сказал Усачев и, сдвинув густые брови, подо шел к своему экскаватору. Кивнув Шичкову, отправился к своей машине Андре ев, а за ним — другие механизаторы. И снова до позднего вечера полнилась вы емка рокотом двигателей. Никто даже не помышлял о смене. Где найти людей, кто подменит? На отдых оставалось самое большее — четыре часа, а то и три... Всего-навсего, за сутки. Дни сменялись ночами, а за ночами приходили дни. Заросшие жесткой ще тиной на впалых щеках, с лихорадочно блестящими глазами, садились экскава торщики за пульт управлений. Всей пятерней захватывала рука Усачева голов ку напорного рычага, и ковш шел вперед. Шесть дней и шесть ночей штурмовала колонна болотную вьгемку. К зака ту седьмого дня один за другим смолкли экскаваторы. Покидали кабины устав шие машинисты, потягивались, стоя у экскаваторов, осторожно, чуть-чуть прика саясь, поглаживали ладони. Натертые ручками рычагов, они палили огнем. — Выхватили, братцы,— суетился Егор Акимович возле механизаторов,— как есть разделали. Вот и насыпь придвинулась. Это что же, братцы, получает ся? К зиме поезд пойдет, вот что! — Ну, теперь планировочным ковшом Слободенюка отделаем выемку и — делу конец! — притоптав окурок, удовлетворенно заключил Росляков.— Андре ев ,— обратился к стоящему рядом машинисту,— ты сейчас приступаешь? — Только в поселок на часок забегу... — Тогда пошли, передохнем, перекусим... По узкой тропке, друг за дружкой потянулись к поселочку, но не прошли и нескольких десятков метров, как навстречу им начальник колонны. — Я к тебе, секретарь,— подошел к Рослякову,— соберем людей, прямо сейчас... Куралесит Суворов!.. — Как так? Говорил же с ним, слово мне давал... И они заспешили к поселку. Линейный механик действительно распоясался. Вначале после бесед с Ни- куляком и Росляковым создавал видимость занятого человека. С озабоченным лицом прохаживался у землеройных машин, при ремонте давал кое-какие сове ты, сам брался за инструмент. Но стоит машинам выйти на трассу, как Суворов исчезал. В тайге, как ни густа она,— от людей не спрячешься. Тут весь человек на виду, и цену ему дают быстро. Увидели: перешептывается Суворов с проезжи ми шоферами, а потом — напивается. И дружков подобрал себе под стать. Буль
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2