Сибирские огни, 1962, № 1

После войны снова шел с изыскательскими партиями поседевший инженер Бокарев. Шел по целинным землям, по болотам и лесам северо-запада и Крайне­ го Севера. И там, где бывал он с товарищами-изыскателями, возникали новые железные дороги. Да, вероятно, меня привлекают в Бокареве качества человека и достоинства гражданина. И то, и другое. Вместе. Время идет. Окна слезятся все сильнее и сильнее. Уже не отдельными ка­ пельками, а струйками сбегает по стеклам талая вода. Я подхожу к окну. За ним — дворик в снежных сугробах. Они так ярко сверкают, так переливаются Искорками, что невольно зажмуриваешься. Удержись такое солнце еще денек — и вешними водами сплывут наметенные сугробы. — Задержали, извините,— произносит Бокарев возвращаясь. Он оживлен, взволнован. Потирает руки, прохаживаясь по комнате. — Итак,— говорит, останавливаясь у стола с картой,— в 1956 году, вер­ нувшись из целинных краев, мы приступили к работе. Было принято решение из­ менить направление трассы... Бокарев замолчал, внимательно рассматривая карту, как бы мысленно одоле­ вая путь, пройденный отрядами в лето 1956 года. — Мне этот год,— раздумчиво произнес Александр Степанович,— остался памятным. Трудности были прямо-таки невероятные. Карты приблизительные. Площадок для приема самолетов не найти. Сейчас у изыскателей вертолеты. Связь отрядов с экспедицией четкая. Доставка людей, продовольствия, материа­ лов, инструментов теперь стала проще. А тогда, в пятьдесят шестом? Что у тебя на плечах, то и твое. И всюду — пешком, с полной выкладкой... но и в 1956 году и позже, все, что положено, мы выполнили... Нет, не добиться от Бокарева и ему подобных живописных рассказов. «Что положено, выполнили...» — вот тебе и все. Но беседа с начальником экспедиции оживила картины недавнего прошлого, позволила представить то, что было на месте нынешней стройки пять, шесть лет тому назад. ...Поднялись гидропланы с озер Тур-Пауль и Попова (так назвали, по фами­ лии начальника партии, безымянное озеро), весело проводили их оставшиеся. Не сразу почувствовали они давящую тишину урманов, не думали о том, что не на день'— на несколько месяцев остались оторванными от мира... ...Яркий костерок заплясал на берегу озера... А возле него — уставшие лю­ ди, страшно похожие друг на друга почерневшими лицами, одинаково заострив­ шимися носами, руками, разодранными до крови, потому что не так уж всемогущ диметилфталат... Продвигались по тайге изыскатели, определяя направление трассы. Сколь­ ко болот и трясин было на их пути! Сколько рек и речушек вброд одолели люди с нивелирами и теодолитами! Сколько раз промеряна и обставлена вешками каж­ дая сотня метров просеки — будущей трассы железнодорожной магистрали. От озера Тур-Пауль изыскатели отряда Персинена шли навстречу отряду Попова. От Полуночного — на восток продирался через тайгу отряд Пономарева. Из Першино направились изыскатели Краснодембского. Пробирались, проруба­ лись через вековые урманы, одолевая за весь день — километр, от силы — два. На многотрудном пути полной мерой испытывались мужество, воля, выносли­ вость... Г л а в а V — Александр Степанович,— протиснулся в дверь Опрокиднев и многозна­ чительно показал на часы. — Время, время,— спохватился Бокарев,— на Оус дорога нелегкая. По­ ехали! Через несколько минут вездеход выбросил из-под колес комочки лежалого

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2