Сибирские огни, 1962, № 1
После войны снова шел с изыскательскими партиями поседевший инженер Бокарев. Шел по целинным землям, по болотам и лесам северо-запада и Крайне го Севера. И там, где бывал он с товарищами-изыскателями, возникали новые железные дороги. Да, вероятно, меня привлекают в Бокареве качества человека и достоинства гражданина. И то, и другое. Вместе. Время идет. Окна слезятся все сильнее и сильнее. Уже не отдельными ка пельками, а струйками сбегает по стеклам талая вода. Я подхожу к окну. За ним — дворик в снежных сугробах. Они так ярко сверкают, так переливаются Искорками, что невольно зажмуриваешься. Удержись такое солнце еще денек — и вешними водами сплывут наметенные сугробы. — Задержали, извините,— произносит Бокарев возвращаясь. Он оживлен, взволнован. Потирает руки, прохаживаясь по комнате. — Итак,— говорит, останавливаясь у стола с картой,— в 1956 году, вер нувшись из целинных краев, мы приступили к работе. Было принято решение из менить направление трассы... Бокарев замолчал, внимательно рассматривая карту, как бы мысленно одоле вая путь, пройденный отрядами в лето 1956 года. — Мне этот год,— раздумчиво произнес Александр Степанович,— остался памятным. Трудности были прямо-таки невероятные. Карты приблизительные. Площадок для приема самолетов не найти. Сейчас у изыскателей вертолеты. Связь отрядов с экспедицией четкая. Доставка людей, продовольствия, материа лов, инструментов теперь стала проще. А тогда, в пятьдесят шестом? Что у тебя на плечах, то и твое. И всюду — пешком, с полной выкладкой... но и в 1956 году и позже, все, что положено, мы выполнили... Нет, не добиться от Бокарева и ему подобных живописных рассказов. «Что положено, выполнили...» — вот тебе и все. Но беседа с начальником экспедиции оживила картины недавнего прошлого, позволила представить то, что было на месте нынешней стройки пять, шесть лет тому назад. ...Поднялись гидропланы с озер Тур-Пауль и Попова (так назвали, по фами лии начальника партии, безымянное озеро), весело проводили их оставшиеся. Не сразу почувствовали они давящую тишину урманов, не думали о том, что не на день'— на несколько месяцев остались оторванными от мира... ...Яркий костерок заплясал на берегу озера... А возле него — уставшие лю ди, страшно похожие друг на друга почерневшими лицами, одинаково заострив шимися носами, руками, разодранными до крови, потому что не так уж всемогущ диметилфталат... Продвигались по тайге изыскатели, определяя направление трассы. Сколь ко болот и трясин было на их пути! Сколько рек и речушек вброд одолели люди с нивелирами и теодолитами! Сколько раз промеряна и обставлена вешками каж дая сотня метров просеки — будущей трассы железнодорожной магистрали. От озера Тур-Пауль изыскатели отряда Персинена шли навстречу отряду Попова. От Полуночного — на восток продирался через тайгу отряд Пономарева. Из Першино направились изыскатели Краснодембского. Пробирались, проруба лись через вековые урманы, одолевая за весь день — километр, от силы — два. На многотрудном пути полной мерой испытывались мужество, воля, выносли вость... Г л а в а V — Александр Степанович,— протиснулся в дверь Опрокиднев и многозна чительно показал на часы. — Время, время,— спохватился Бокарев,— на Оус дорога нелегкая. По ехали! Через несколько минут вездеход выбросил из-под колес комочки лежалого
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2